Первый шаг партнёрства
ЕСТЬ ИДЕЯ. РЕШИЛИ ОСМЫСЛИТЬ.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Чуть меньше месяца назад в
"Маяке Балтики" (№ 20/218) было напечатано обращение и. о. директора КМРП А.
Крайнего к руководству "Росморпорта", "Калининградской стивидорной компании",
"ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти", "Портового элеватора", "Балтийской
нефтеперевалочной компании", "Терминал-ГМБ", "БалтТерминалСервиса" и "Новобалт
терминала", в котором говорилось о необходимости создания некоммерческой
организации, объединяющей порты Калининграда для решения общих задач.
Со
своей стороны, редакция предложила организовать "круглый стол" по этой проблеме
- нам показалось важным, чтобы в обсуждении приняли участие как можно больше
заинтересованных лиц.
Выездное заседание "круглого стола" "Маяка Балтики"
состоялось 8 июня в конференц-зале КЖД (пользуясь случаем, редакция благодарит
руководство Калининградской железной дороги, откликнувшееся на наше
предложение).
В "круглом столе" приняли участие: Ильяс Авакян - директор
комплексного нефтереминала ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"; Александр
Андронников - начальник отдела внешнеэкономической деятельности КЖД; Василий
Беляев - капитан морской администрации порта Калининград; Брайан Бриедис -
доктор экономических наук; Виктор Беликов - зам. генерального директора по флоту
ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"; Александр Зайцев - генеральный директор ОАО
"Портовый элеватор"; Николай Еселевич - зам. директора по эксплуатации морского
рыбного порта; Владимир Калиниченко - генеральный директор "Калининградской
стивидорной компании"; Алексей Черняев - зам. начальника КЖД, начальник службы
перевозок; Олег Шульга - генеральный директор ЗАО "БНК", Сергей Юспин -
начальник терминала 000 "Содружество-Соя"; Александр Яковлев - зам. генерального
директора по внешнеэкономической деятельности 000 "ТрансЕвропа-Информ".
"Маяк Балтики" представляли главный редактор Эрнест Букринский и журналист
Ольга Маркова.
Н.Еселевич. Понятно, что у каждого из наших предприятий -
собственные задачи. Однако у нас много общих проблем - и решать их мы должны
вместе. Это касается, например, прохождения грузов через таможенный,
фитосанитарный, ветеринарный и пограничный контроль, создания припортовой
инфраструктуры.
Достичь цели с наименьшими потерями можно только при условии
консолидации действий. И мы сами должны решить, в какой форме эта консолидация
будет существовать.
Э.Букринский. Вы имеете в виду объединение финансовых
усилий - или передачу определенных полномочий предполагаемому партнерству?
Н. Еселевич. В портовый комплекс входят самые разные предприятия - от ФГУП
до ЗАО и ООО, так что речь может идти только об объединении интересов, а не форм
собственности. Впрочем, если будет необходимо создать новую структуру (скажем, с
общим портофлотом и единой службой докеров), это можно будет сделать. Отдельный
вопрос - морские администрации. Их у нас две - в одной гавани. Согласитесь: в
этом есть определенное излишество...
Э.Букринский. Вы предлагаете
административную или коммерческую кооперацию? А может, она будет политической?
Н.Еселевич. Политической в том числе. За границей многие не знают, что такое
Калининград - думают, городок под Москвой. Спрашивают: у вас что, там и море
есть? А специалистам известен Port of Kaliningrad; их не волнует, Fish он или
Commercial (рыбный или торговый). Логично было бы участвовать в международных
проектах от имени Большого порта Калининград. И финансы тоже объединить можно -
скажем, новый переезд построить (по отдельности ни у рыбного, ни у торгового
денег на это не хватит). Да мало ли задач!
А.Черняев. Нельзя объять
необъятное. Посмотрите хотя бы на большой порт Новороссийск (в него входят
несколько стивидорных компаний, судоремонтный завод, лесной и рыбный порты) -
создание холдинга стало возможным потому, что у него - один учредитель. Все
деньги, все акватории - в одних руках. А у нас - разные учредители, разная
финансовая ответственность... Тарифная политика для нас, правда, одна. Как и для
всей страны.
Н.Еселевич. Вот именно! Живем как на вулкане. Не дай Бог,
что-то изменится -конец Калининграду. Или не так?
Б.Бриедис. Давайте
все-таки разберемся, в чем смысл некоммерческого партнерства. Оно не может быть
источником доходов или преимуществ - выгода получается в результате экономии
затрат. Подобные объединения весьма эффективно работают во многих странах Европы
- сотрудничество вообще экономически выгодней, чем конкуренция (особенно
силовая). Вдумайтесь: сейчас наши порты вроде бы на подъеме, но каждые следующие
100 тыс. тонн грузов потребуют от них таких издержек, фактических и
логистических, что работа станет экономически нецелесообразной. Это -
стратегический тупик. И мы рискуем так и остаться в нем - если не найдем нового
пути.
Америку сделал сильной не капитализм, а создание одинаковых модулей и
оптимизация транспортных потоков. Однотипные холодильники, одинаковые элеваторы,
единые тарифы...
А.Зайцев. В будущем году Россия вступает в ВТО,
транспортные документы уже унифицированы. Стоит ли что-то новое выдумывать?
Работать нужно. У нас уже была практика ежеквартальных встреч в администрации
области - отчитывались, проблемы решали. И - получалось. Существуют областные
ассоциации агентов, экспедиторов, рыбопромышленников. Зачем создавать еще одну -
надуманную - структуру, которая неизвестно чем заниматься будет? А вот
консультационный совет при правительстве - да, нужен.
Б.Бриедис. А какое
отношение имеет вступление России в ВТО к некоммерческому партнерству? У этой
структуры - иные задачи. Подготовка специализированных кадров, например, -
сейчас этим никто не занимается (по отдельности качественную селекцию
специалистов провести вообще невозможно). И потом: партнерство - заказчик
инноваций, дорогие господа! Кто-то же должен этим заниматься.
А.Зайцев.
Конкретный пример инноваций привести можете?
Б.Бриедис. Создание рабочей
программы развития транспорта Калининградской области - правительство это
сделать так и не сумело.
А.Зайцев. Над этим эксперты ТАСИС несколько лет
бились (надо отдать им должное: анализ провели хороший). Основной их вывод:
порты Калининграда неконкурентоспособны, европейские программы здесь
финансировать нецелесообразно (кстати, относительно терминалов в Балтийске я с
европейцами не согласен: со временем они составят конкуренцию Клайпеде). Вы с
Европейским сообществом потягаться хотите?
Если возникнет проблема, которая
коснется всех, - решать ее тоже будут все, сообща. Лишняя структура для этого не
требуется!
В.Калиниченко. Сейчас создается новый совет при губернаторе -
туда войдут руководитель "Росморпорта", директор рыбного порта, начальник
железной дороги. Меня тоже включили. Какая еще организация нам нужна?
Н.Еселевич. Похоже, многие пришли сюда не обсуждать коммерческое
партнерство, а доказывать, что оно нам не нужно.
И.Авакян. Нет, мы хотим
обсуждать!Б.Бриедис. Знаете, я проштудировал столько всяких стратегий развития,
неразвития, уничтожения (не знаю чего), что голова пухнет. Где они все? Скажу
так: ресурс власти очень ограничен, не нужно его переоценивать. Власть способна
точечно воздействовать на ситуацию, но не управлять ею. Государство должно
заниматься государственной инфраструктурой, инфраструктра же, обслуживающая
бизнес, - не его дело. Это - наша задача. А любое предварительное обсуждение
проблемы, выработка согласованной позиции - уже некоммерческое партнерство. Тем
более что тем для дискуссий у нас предостаточно: беготня докеров из порта в
порт, кадры... Кто сегодня занимается подготовкой специалистов, профтехучилищами
- только честно, положа руку на сердце?
A.Черняев. Железная дорога
занимается.
B.Калиниченко. Мы обучаем не менее 1000 человек в год.
А.Черняев. А что до беготни... Брайан Александрович, все-таки рыба ищет, где
глубже, а человек - где лучше. Предложи ему (условно) на 100 рублей больше - и
чихал он на наши концепции.
И.Авакян. Сколько я людей так к себе
переманил...
Б.Бриедис. А все почему: каждое предприятие перекладывает свои
издержки на собственную рабочую силу. Лучше иметь один центр - своеобразный
кадровый резерв, накопитель, который будет действовать в соответствии с рыночной
ситуацией.
А.Черняев. Выходит, нужно собрать всех докеров и сказать: сегодня
работаешь в торговом порту, завтра - в рыбном.
Б.Бриедис. Ну, все-таки у нас
здесь не профсоюз... Я говорю с точки зрения работодателя. Но это - единственная
возможность выработать совместные правила игры и запустить инновационные
механизмы.
Э.Букринский. Да, но правила игры существуют тогда, когда есть
единая экономика, единое управление.
Б.Бриедис. Вовсе нет! Просто нам нужен
общий научно-прогностический задел.
В.Калнниченко. Красиво звучит,
интересно... Однако я, к сожалению, практик.
Б.Бриедис. Это поразительно:
как нам не хочется работать кооперативно!
Э.Букринский. Но у нас все-таки не
социализм...
Б.Бриедис. Я так и думал, что это слово будет произнесено!
Социализм и кооперация товаропроизводства - вещи разные. Кооперативные порты
существуют по всей Европе - и самые эффективные из них строятся на долях, на
паях.
A.Черняев. Хорошо, допустим, создадим мы такое партнерство - какой оно
будет иметь вес, на кого влиять?
Б.Бриедис. Я вас уверяю: как только вы
объявите о своем объединении - вас услышат.
Э.Букринский. У меня вопрос:
"ЛУКОЙЛ" видит себя в этой структуре - некоммерческом партнерстве?
И.Авакян.
Крайне смутно.
Н.Еселевич. Но - видит же!
И.Авакян. Вот если бы мы клуб
какой какой-нибудь организовали, я бы сразу согласился!
B.Калиниченко. В
том-то и дело. Мне очень приятно с каждым из вас пообщаться в неформальной
обстановке, но пытаться в таком составе решать конкретные проблемы - это зря
тратить время.
Э.Букринский. Не слишком жестко, Владимир Владимирович?
В.Калиниченко. К сожалению, это правда. Если мы исключим из нашего разговора
власть - это будет приятное (временами - дружеское) времяпрепровождение, и не
больше того. Поэтому я полностью согласен с Георгием Николаевичем Себовым,
который предложил восстановить постоянно действующий совет при губернаторе.
Б.Бриедис. Все равно это будет некоммерческая организация! И потом: на совет
нужно идти с уже согласованной позицией.
В.Беляев. При всей
разнонаправленное(tm) деловых интересов у нас есть и нечто общее - это
стремление привлечь как можно больше грузов и как можно скорее пропустить их
через порт. Конечно, хорошо, что Владимир Владимирович вошел в состав совета при
губернаторе - но там представлены руководители далеко не всех предприятий, а
проблемы есть у всех. И если крупная структура сама способна их разрулить, то
мелкая просто-напросто гибнет. Консультационный орган при губернаторе безусловно
нужен - но только им не обойдешься. В первом варианте закона о портах было такое
понятие: совет порта - к сожалению, из последующих редакций оно исчезло. Вот бы
его восстановить! И мне все равно, будет это называться некоммерческим
партнерством - или нет.
А правительство должно создавать цивилизованные
условия для прохождения грузов. Я, например, уже десять лет на совесть тех же
пограничников и таможенников давлю. Вот сегодня пришел паром "Клайпеда" - с
русским капитаном, Емельяновым. Так Емельянов когда увидел, что народу на
причале - как муравьев и все в зеленой форме, не удержался: "Господи, - говорит,
- я вернулся в свою юность!"
А не так давно на меня телегу накатали: мол, не
выполняю требования конвенции по облегчению судоходства. Мы к ней
присоединились. Но процедуры нет, национального координационного комитета не
создано... Хорошо Владивостоку: оттуда груз все равно уйдет, ему некуда
деваться, а у нас он очень легко может перескочить на другие рельсы. Вот тут бы
общественности поработать.
А.Яковлев. Совет порта необходим: десятки
компаний, стивидоры и сюрвейеры, разные проблемы, не всегда здоровая
конкуренция... Без общественной организации, как бы она ни называлась,
ассоциация или партнерство, не обойтись. Иначе нас вот-вот за горло возьмут:
разница-то в железнодорожных тарифах между Калининградом и соседями все
уменьшается, и через год-два ее вовсе не будет. Я вчера для "Росморпорта" делал
примерные расчеты. Да, мы бились за то, чтобы, скажем, белорусы брали с нас
плату не по международным, а по внутри-российским тарифам. Но внутрироссийские
тарифы выросли, и получается, что если мы везем нефть и нефтепродукты на
экспорт, мы должны платить порядка пяти долларов за тонну, а если для себя -
девять долларов. Зря деньги выбрасываем! И наше правительство ничего об этом не
знает. Я, кстати, написал об этом пару писем - и мне ответили: какая статистика
хорошая! Я им и говорю: я не про это пишу, я пишу, что мы миллионы потеряли.
Порты не могут дотировать пассажирские перевозки железной дороги, вот в чем
дело. Повышение тарифов - это варварство по отношению к ним.
А.Черняев.
Уважаемый Александр Андреевич, не стоит лезть в государственную политику.
Унификация тарифов - не наше дело. Сейчас идет третий этап реформы РЖД - он как
раз и направлен на то, чтобы отделить грузовые перевозки от пассажирских.
Э.Букринский. Лучше вернемся к теме нашего разговора,
к некоммерческому
партнерству, - а тарифы можно обсудить на следующем заседании.
В.Беликов.
Порт "Калининградморнефть" уже участвует в одном партнерстве - "Партнерстве
"Севморпуть". Председатель там господин Чилингаров. И у них все получается!
Б.Бриедис. Коренник нужен - кто из вас им станет?
Э.Букринский.
Коренник, вероятно, должен быть посторонним, чтобы частные интересы его от общих
не отвлекали.
А.Зайцев. Давайте выйдем с предложением к губернатору - как
можно быстрее создать морской совет. И пусть "Маяк Балтики" присутствует на всех
совещаниях. Хотя в правительстве области есть люди, которые отвечают за
транспортный комплекс... О. Шульга. Похоже, до нас у них руки не дошли.
Н.Еселевич. Чиновники не заинтересованы в том, чтобы мы заработали больше -
от этого их оклады не повысятся.
Б.Бриедис. Они заинтересованы в
стабильности.
А.Зайцев. А стабильность мы откуда возьмем? Через два года
выравняются тарифы – и в чем будет наше преимущество? Калининград превратится в
чисто внутренний порт. Нам нужны государственные дотации. Я говорил об этом
губернатору, он ответил - этого не будет. На сто процентов уверен: скажем, от
нефтяных потоков со временем процентов двадцать останется. Торговый порт
правильно делает, ориентируясь на калининградский бизнес, а вот как нефтяники
выживать будут, я не знаю (узкая специализация все-таки). Мы, например, уже
сейчас работаем на пятнадцать процентов от своих мощностей: казахское зерно не
идет, российское тоже... В Клайпеде глубина у причала 14 метров, у нас - 8-9.
Можем мы с ними конкурировать?
С.Юспин. Сообща нам многое по силам. И вовсе
не обязательно некоммерческую организацию создавать - можно действовать и
коммерчески. Мы4 например, рядом с "ЛУКОЙЛОМ" находимся - будем вместе решать
вопросы буксировки судов. Нам это выгодно. Что до морского совета... Если мы
создадим его сами - это будет своеобразная оппозиция правительству. Лучше
обратиться к руководству с предложением - тогда все будет нормально: инициатива
снизу и поддержка сверху. А "Маяк Балтики" будет рупором этого совета!
А.Зайцев. Так к чему мы пришли? Необходимо как можно быстрей создать под
эгидой правительства морской совет - и с обязательным участием железной дороги.
A.Черняев. Совет транспортников.
Э.Букринский. А рыбаки не запротестуют?
B.Беляев. Речь не о транспортниках - а о транспортном процессе, связанном с
транзитом грузов.
А.Зайцев. В совете должны быть представлены и экспедиторы,
и агенты, и морские терминалы...
А.Черняев. Коллеги, я думаю, что все
сидящие за этим
столом не против совета под эгидой губернатора - общая идея
хорошая.
Э.Букринский. Совету можно поручить создание общей концепции
развития транспортного комплекса.
В.Беляев. И задачу сохранения объемов
транзита через область...
А.Зайцев. Тарифы - самая актуальная проблема.
Э.Букринский. Пока не будет единой государственной политики, о
калининградской политике (в том числе и экономической) говорить бессмысленно. Но
для меня ясно одно: судя по сегодняшнему разговору, морской совет нам нужен. И
ему необходим рупор, потому что кулуарное решение совещания при губернаторе -
это одно, и совсем другое - когда в обсуждении проблемы участвуют сотни
профессионалов. "Маяк Балтики" готов стать таким рупором.
Если вы примете
это предложение, вечерних посиделок я вам не гарантирую, но ежемесячные (и
достаточно широкие) обсуждения актуальных для всех нас проблем - это будет
действительно важно!
А пока я благодарю вас всех за интерес к теме нашего
"круглого стола" и уважение к газете, которое вы проявили, откликнувшись на наше
предложение. Текст подготовили Ольга Маркова и Елена Танина
***
ОТ
РЕДАКЦИИ. Объем газетных полос не позволяет передать дискуссию полностью.
Думаем, нам еще не раз придется возвращаться к этой теме - особенно если идея
создания морского совета будет поддержана руководством региона. Материалы
заседания мы направляем в администрацию области.
Благодарим Александра
Першина, Ирину Шуринову и Вадима Вересова за помощь в организации "круглого
стола".
Маяк Балтики
15.06.2006
Читайте также:
12.07.24 С Днём рыбака!
Уважаемые коллеги, друзья, ветераны рыбопромыслового флота! От коллектива «Калининградского морского рыбного порта» — Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите самые искренние поздравления с профессиональным праздником — Днём Рыбака!
08.05.24 С Днем Победы в Великой Отечественной войне!
Уважаемые ветераны! Уважаемые коллеги! От имени коллектива «Калининградского морского рыбного порта» — Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите самые искренние поздравления с Днем Победы в Великой Отечественной войне!
27.04.24 Всероссийский субботник
27 апреля 2024 года по всей стране объявлен Всероссийский субботник. Коллектив Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» также провел субботник на территории топливно-грузового комплекса, и на удаленных терминалах «Пионерский» и «Светлый».
06.03.24 С Международным женским днём 8 марта!
Милые и чаровательные женщины! От коллектива «Калининградского морского рыбного порта»-Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите поздравления с чудесным весенним праздником — Международным женским днем 8 марта!
22.02.24 С днем защитника Отечества!
В этот замечательный день желаем добра, счастья, согласия и благополучия. Пусть этот праздник всегда будет мирным и радостным!
27.12.23 С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!
Пусть все хорошее, что было в уходящем году, подарит заряд жизненной энергии и вдохновения для исполнения задуманного в наступающем!
06.07.23 С Днем рыбака!
Уважаемые коллеги, друзья, ветераны рыбопромыслового флота! От коллектива «Калининградского морского рыбного порта» — Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите самые искренние поздравления с профессиональным праздником — Днём Рыбака!
04.05.23 С Днем Победы в Великой Отечественной войне!
Уважаемые ветераны! Уважаемые коллеги! От имени коллектива «Калининградского морского рыбного порта» — Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите самые искренние поздравления с Днем Победы в Великой Отечественной войне!
06.03.23 С Международным женским днём 8 марта!
Милые и очаровательные женщины! От коллектива «Калининградского морского рыбного порта» - Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите поздравления с чудесным весенним праздником!
21.02.23 С Днём защитника Отечества!
От коллектива «Калининградского морского рыбного порта» - Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбрусурс» и от себя лично поздравляем вас с Днём защитника Отечества!