Новости

Калининградскому морскому каналу 110 лет!

Калининградский морской канал — уникальное гидротехническое сооружение, важнейшая транспортная артерия в экономической жизни области и России.


Калининградский морской канал начинается от входных молов города Балтийска, проходит вдоль северного побережья Калининградского (Вислинского залива) до устья реки Преголь. Калининградский морской канал это искусственное гидротехническое сооружение, огражденное от остальной части Калининградского залива искусственными насыпными островами (дамбами). Протяженность канала составляет 23 мили (43 км), ширина 50–80 метров и глубина канала — 9–10,5 метров. По каналу могут проходить суда длиной до 200 метров с осадкой до 8,0 метров, а на участке канала длиной 22,6 км, от входных молов до причалов стивидорной компании ЗАО «Содружество — СОЯ» с осадкой до 9,4 м и грузоподъемностью 30000 т. Навигация по каналу осуществляется круглогодично. С января по конец марта канал может покрываться тонким слоем льда.

Из-за узости канала нельзя было организовать одновременного двустороннего движения, что ограничивало частоту захода судов к причалам. С июля 2007 года по каналу частично осуществляется двустороннее движение судов. Средняя разрешенная скорость движения судов по каналу 8 узлов, время прохождения канала составляет около 3 часов[1 ].

Калининградский морской канал входит в портовые воды морского порта Калининград, причалы стивидорных компаний которого расположены от входных молов Балтийска до двухъярусного моста в Калининграде.

На долю портовых терминалов, расположенных на территории города, приходится почти 30% от общего объема перевалки грузов в портах Калининградского региона.

Вдоль причальных линий (более 2 км) расположились практически все крупные предприятия: Балтийский рыбоконсервный комбинат — старейшее в регионе рыбообрабатывающее предприятие; рыболовецкий колхоз «За Родину» — добыча и переработка рыбы; ООО «Светловский судоремонт», ОГУП «Запреммаш», ОАО «Светловское предприятие Эра», ЗАО «Межколхозная производственная база» — судоремонт, портовые услуги, обслуживание и снабжение рыболовецкого флота; три предприятия нефтяной компании ОАО «Лукойл — Калининградморнефть»; АО «Янтарьэнерго» (ГРЭС-2) и другие.

В Балтийске через канал круглогодично функционирует автомобильная паромная переправа, связывающая центр города с поселком Коса на Балтийской (Вислинской) косе. У выхода канала в море на Северном молу установлен конный памятник императрице Елизавете Петровне.

Из истории строительства морского канала

Он был открыт 15 ноября 1901 года и в течение столетия модернизировался в соответствии с достижениями в навигационном оснащении, в средствах управления судоходством, в соответствии с международными стандартами безопасности мореплавания.

Движение через залив было очень опасным из-за мелей и переменчивого уровня воды в зависимости от направления ветра. Если судно оказывалось в этих местах во время шторма, то чаще всего случалось так, что сдвинуться с этих мест без посторонней помощи оно уже не могло. Судно увязало в песке настолько крепко, что могло остаться там навсегда. Корабли и суда с большой осадкой не могли безопасно продвигаться по заливу. Поэтому для перевозки грузов и пассажиров использовались парусные кильботы. В зимнее время залив замерзал, судоходство прекращалось, и товары из Пиллау в Кенигсберг доставлялись санным путем по льду залива. Это очень удорожало стоимость товаров.

Движение в устье реки Преголи также было опасным из-за узости фарватера. Убыток от перегрузки товаров в Пиллау на лихтерные суда, потери времени, порча товаров составляли ежегодно 450 000 марок. Поэтому купцы Кенигсберга решили составить собственный проект строительства морского канала. Был объявлен конкурс. Из 20 проектов первое место получил проект Хуго Натуса, строительного инспектора гавани Пиллау. Его предложение состояло в сооружении искусственных дамб для поддержания уровня глубины канала.


К 1889 году все вопросы об оплате работ были урегулированы. Купечество взяло на себя обязательства в течение 10 лет перечислить 130 000 марок. Остальные расходы покрывало правительство, так как строительство канала должно было способствовать процветанию страны.

Проектная стоимость канала первоначально составляла 7,300 млн. марок, но затем вылилась в 12 300 000 марок и купечеству пришлось повысить свой ежегодный взнос. Началось строительство дамб. Они состояли из двух свайных рядов, заполненных фашинами (пучками прутьев). Около Пиллау и Пайзе со стороны залива были сделаны насыпные острова, засаженные деревьями. В дамбах проделаны 30-метровые проходы напротив деревень. Общая протяженность дамб составила 31,5 км. Навигационные знаки установлены на железобетонных сваях. О Хуго Натусе известно, что он родился 4 мая 1825 года под Берлином в семье почмейстера. Закончил Берлинскую академию строительства и модернизировал Русскую дамбу в Пиллау. Умер Хуго Натус в 1912 году.

Читайте также:

06.03.24 С Международным женским днём 8 марта!

С Международным женским днём 8 марта!

Милые и чаровательные женщины! От коллектива «Калининградского морского рыбного порта»-Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите поздравления с чудесным весенним праздником — Международным женским днем 8 марта!


22.02.24 С днем защитника Отечества!

С днем защитника Отечества!

В этот замечательный день желаем добра, счастья, согласия и благополучия. Пусть этот праздник всегда будет мирным и радостным!


27.12.23 С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!

Поздравление с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!

Пусть все хорошее, что было в уходящем году, подарит заряд жизненной энергии и вдохновения для исполнения задуманного в наступающем!


06.07.23 С Днем рыбака!

Поздравление с Днём Рыбака!

Уважаемые коллеги, друзья, ветераны рыбопромыслового флота! От коллектива «Калининградского морского рыбного порта» — Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите самые искренние поздравления с профессиональным праздником — Днём Рыбака!


04.05.23 С Днем Победы в Великой Отечественной войне!

С Днем Победы в Великой Отечественной войне!

Уважаемые ветераны! Уважаемые коллеги! От имени коллектива «Калининградского морского рыбного порта» — Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите самые искренние поздравления с Днем Победы в Великой Отечественной войне!


06.03.23 С Международным женским днём 8 марта!

С Международным женским днём 8 марта!

Милые и очаровательные женщины! От коллектива «Калининградского морского рыбного порта» - Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» примите поздравления с чудесным весенним праздником!


21.02.23 С Днём защитника Отечества!

С Днём защитника Отечества!

От коллектива «Калининградского морского рыбного порта» - Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбрусурс» и от себя лично поздравляем вас с Днём защитника Отечества!


28.12.22 С наступающим 2023 годом!

Поздравление с Новым годом!

Пусть в предстоящем году вам сопутствует успех, появляются смелые идеи и решения!
Пусть Новый год подарит благополучие, укрепит веру в будущее!


25.07.22 75 лет со дня образования Калининградского морского рыбного порта

75 лет со дня образования Калининградского морского рыбного порта

21 июля 2022 года исполнилось 75 лет со дня образования Калининградского морского рыбного порта.
Лучшие сотрудники филиала за значительный вклад в развитие рыбохозяйственного комплекса и большой стаж работы в рыбохозяйственном комплексе России были награждены Благодарностью федерального агентства по рыболовству, Благодарностью ФГУП «Нацрыбресурс».


19.07.22 Тренировочные учения перед утверждением Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Тренировочные учения перед утверждением Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

14 июля 2022 г. в акватории топливно-грузового комплекса «Калининградского морского рыбного порта»- Калининградского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» были проведены тренировочные учения перед утверждением Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с участием нефтеналивного судна танкера «Балтика».