Новости

«Морские вести» с Владимиром Волкогоном

На телеканале «Россия-1» программа «Морские вести». В студии Владимир Волкогон, здравствуйте!

Сразу о главном. В конце прошлой недели в Мурманске премьер-министр России Владимир Путин провел совещание с руководителями рыбной отрасли. Говорили о наболевшем: о том, что сегодня мешает развитию отрасли. Это и таможенные барьеры, и абсурдные ветеринарные и санитарные требования и прочее, прочее, прочее. И сегодня, в специальном интервью нашей программе руководитель регионального управления росрыболовства Максим Будурацкий прокомментировал итоги мурманского совещания.

Валерий Екель, корреспондент:

— Итак, Максим Александрович, накануне в Мурманске Владимир Путин провел совещание с руководителями предприятий рыбной отрасли, где поднимался широкий круг очень острых вопросов. Насколько актуальны те проблемы, которые поднимались в Мурманске для калининградской области? Ведь мы привыкли, что когда речь идет о таможенном, ветеринарном, санитарном оформлении — обо всем, что так или иначе связано с пересечением границ,— для нашего региона все эти проблемы утраиваются.

Максим Будурацкий. Руководитель управления федерального агенства по рыболовству по Калининградской области:

— Наверное, это совещание и те проблемы, которые были подняты, это в первую очередь затрагивает Калининградскую область. Нет ни одного региона в стране, для которого так остро вся та проблематика, поднятая на совещании, была бы однозначно воспринята. Причина одна: куда не поедешь — у нас везде граница. Поэтому, конечно, для нас, как для региона, который имеет небольшую территорию экономической зоны и прибрежного рыболовства, конечно для нас это актуально. В первую очередь как для рыбаков. Мы дошли до того, что у нас суда прибрежного лова оформляются в рейс, выходя иногда 2 раза в сутки, проходят полное оформление с подачей устава, налоговых документов, всего перечня, что требуется для предприятия на момент регистрации. Мы разговаривали с таможней, с ветеринарами, с санитарами — понимание есть, но дело в том, что каждая структура выполняет свою нормативную документацию в рамках своей отрасли. Конечно, было удивительно видеть, как заместитель руководителя таможенной службы не мог объяснить премьеру, что есть разные подводные камни. Таможенная пошлина либо таможенное оформление — что это вообще за мера определения, чем по стоимости отличается рыба, пойманная в 11,5 милях или в 12,5 милях. А разницы там никакой нет. Так почему же существует эта черта? Учитывая при этом то, что это — экономическая зона Российской Федерации, рыба везется на российских судах на российский берег российскому потребителю. Я думаю, что в ближайшее время, мы увидим определенные протокольные решения, которые позволят сделать выводы.

Валерий Екель, корреспондент:

— А что в Вас вселяет такой оптимизм? Оброненная Путиным фраза: «давайте все это закроем»?

Максим Будурацкий. Руководитель управления федерального агенства по рыболовству по Калининградской области:

— Оптимизм внушает то, что предприятия практически уже остановились и это понятно уже первым руководителям страны. Потому что такого пресса, такого давления нет ни в одной стране мира. У нас на сегодняшний день промысловые суда оформляются как транспорт, перевозящий груз. И рыбопродукция является у нас грузом, который провозит судно, экипаж является пассажирами, запасы продовольствия тоже идет как некий груз, который оформляется полноценно на промысловом судне! В таких условиях работать просто невозможно.

Валерий Екель, корреспондент:

— А какова цена вопроса? Ведь все эти процедуры — это не только потерянное время, но и какие-то деньги. Вот сколько стоит калининградским рыбакам пройти все эти процедуры?

Максим Будурацкий. Руководитель управления федерального агенства по рыболовству по Калининградской области:

— Наверное, правильнее будет сказать так: теряют рыбаки по времени, прежде всего теряют промысловое время, которое могли бы провести на промысле. Скорее даже платят не рыбаки. В конечном счете, платит потребитель, приобретая продукцию. И удивляться не надо, почему цена растет. Растет услуга за оформление, растет и конечная цена. Мы примерно знаем стоимость рыбы у рыбаков, с «борта» и видим конечную стоимость в магазине. Она увеличивается в разы.

Валерий Екель, корреспондент:

— То есть, в конечном счете, всю эту бюрократию оплачиваем мы с вами?

Максим Будурацкий. Руководитель управления федерального агенства по рыболовству по Калининградской области:

— Совершенно верно.

Ведущий: Ну что ж, нам всем остается только надеется на то, что все решения принятые в Мурманске очень скоро обретут форму законов, и российские рыбаки вообще, а калининградские — в частности, вздохнут свободней.

Ну а мы продолжаем и теперь — о «Крузенштерне». 19 апреля была годовщина начала международной трансатлантической экспедиции! И именно в этот день в центральной газете на Бермудских островах вышла статья о плавании нашего парусника и его маневрировании у побережья с бермудским парусником СПИРИТ ОФ БЕРМУДЕ и опубликована большая фотография красавца «Крузенштерна», сделанная при его следовании вдоль бермудских берегов. Но ещё символичнее планируемый приход в родной Калининград именно 9 Мая, ведь вся экспедиция была посвящена, в первую очередь, 65 годовщине Великой Победы.

Ну а в эти дни курсанты проходят последние парусные авралы и готовятся к предстоящей сессии. Впрочем, остается время и для развлечений. Еще в Тихом океане они приняли участие в морской эстафете, о которой мы говорили, но не показывали. Рассказывает Ольга КОВАЛЕВА.

Сюжет Ольги Ковалевой

Перед заходом в Акапулько, как только позволила погода, на «Крузенштерне» объявили парусный аврал. И впервые за этот рейс на судне подняли все 34 паруса: 18 прямых и 16 косых. А на следующий день прошел настоящий чемпионат по водному спорту. Такие соревнования проводились впервые за 84-летнюю историю барка. Начать решили с водного поло. Правда, вместо мяча был прессованный пенопласт, а вместо ворот — две спасательные шлюпки.

На участие в этом турнире записалось сразу шесть команд — по одной от каждого учебного заведения, и две — от экипажа: мотористы и палубная команда. Среди курсантов лучшими ватерполистами оказались курсанты из Астрахани, уверенно переигравшие сначала калининградских сверстников, а затем питерцев.

Боцманы и матросы оказались сильнее своих коллег из машинного отделения. А вот в суперфинале щуплые на вид астраханцы обыграли палубную команду с позорным счетом — 7:3. В эстафете показывали свое умение пользоваться спасательными средствами — спасательным жилетом и гидрокостюмом. Здесь на высоте оказались курсанты калининградского морского рыбопромышленного колледжа. А затем настал черед самого трудного испытания: как можно быстрее пройти на веслах вокруг «Крузенштерна». И здесь вновь не было равных астраханцам.

Специальные призы абсолютным чемпионам — фирменные футболки и бейсболки, и самое приятное — они первыми получили увольнение на берег знаменитого курорта Акапулько.

Ведущий: Я напомню, что к встрече «Крузенштерна» программа «Морские Вести» объявила конкурс. Сочиняйте кричалки, встречалки, речевки о нашем знаменитом паруснике. Авторы самых лучших произведений получат памятные подарки из рук капитана легендарного парусника. Если встречающие изготовят плакаты, то и они будут оценены памятными призами.

Кстати говоря, основные вехи этого путешествия Крузенштерна вписаны и в судовой журнал нашей программы, так что через пару лет, когда мы будем говорить о событиях 2010 года, в сообщение о прибытии «Крузенштерна» в Калининград наверняка будет упомянуто, что специально к встрече парусника калининградцы написали сотни речевок! Впрочем, это все в будущем, а сейчас давайте вспомним, что происходило в эти дни сто, двести или пять лет тому назад.

«Судовой журнал»

1720

24 апреля 1720 года в России издан первый морской устав. «Книга о всём, что касается к доброму управлению в бытность флота на море» — так царь Петр Первый говорил о назначении устава. Император лично руководил его написанием. В основу российского морского устава лег богатейший опыт Северной войны и все лучшее, что к тому времени было в уставах иностранных флотов.

1724

22 апреля 1724 года в Кёнигсберге родился Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии, иностранный почетный член Петербургской академии наук. Разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности.

1932

21 апреля 1932 года в советской России создаются Морские силы Дальнего Востока. После ввода в 1931 году японских войск в Манчжурию возникла угроза их вторжения на территорию советского Дальнего Востока. В связи с этим было принято решение об усилении Особой Краснознаменной Дальневосточной армии и срочном создании в этом регионе Морских сил. В начале 1932 года в сложных экономических и политических условиях началось формирование частей, соединений и управления Морских сил Дальнего Востока. Для их создания были отмобилизованы и переоборудованы в тральщики, сторожевые корабли и минные заградители торговые и промысловые суда. Несколько боевых кораблей были переведены морем с других флотов, а катера и малые подводные лодки перевезены по железной дороге. Личный состав поступал с Балтийского и Черноморского флотов, а также по призыву. 21 апреля отмечается как День Тихоокеанского флота.

1964

21 апреля 1964 года начался первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении подводной лодки К27 Северного флота. Лодка провела в море 51 сутки и прошла 12 425 миль.

… коротко о событиях последних семи дней.

Дайджест «Морских вестей»

На заводе «Янтарь» завершено строительство корпуса научно-исследовательского судна «Селигер». Несмотря на все сложности, корабелы уложились в заданные сроки, и сегодня начался новый этап в постройке корабля — подготовка помещений под погрузку оборудования. В мае-июне на судно будут установлены двигатели, подруливающее устройство и смонтированы винто-рулевые колонки. К концу года запланирован спуск корабля на воду.

В торговом порту возобновлены грузовые контейнерные перевозки. 500 тонн белорусских калийных удобрений из Калининграда отправились в Америку. Объем по масштабам торгового порта — небольшой. За месяц сейчас здесь перегружают 270 тысяч тонн различных грузов. Но на предприятии возобновление после долгого перерыва именно этого вида работ считают знаковым.

В Балтийск из Аденского залива вернулись сторожевые корабли «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», а так же танкер «Олекма». В течение нескольких месяцев российские моряки выполняли учебно-боевые задачи в Атлантике и Средиземном море, а «Неустрашимый» обеспечивал мирное судоходство в районах активности морских пиратов — в Аденском заливе и близ Африканского рога. По оценкам командования экипажи со всеми задачами справились успешно.

Ведущий: Ну а с 20 апреля, как всегда, на Калининградском и Куршском заливах начался двухмесячник тишины. Запрещен лов леща и судака. Но салачная путина — в самом разгаре. Для прибрежных рыбаков эта пора всегда была горячей. О том, как она проходит, что такое ставной невод и другие тонкости большой рыбалки в сюжете Ольги Ковалевой.

Сюжет Ольги Ковалевой

Раз в год, весной, Калининградский залив напоминает черноморские лиманы. Куда ни кинь взгляд — водная гладь усеяна неводами. В них-то и попадают салачные косяки. Еще на заливе запросто можно увидеть следы небрежного отношения к предупреждению «Езда по льду опасна». Затонувший грузовичок — хорошее предупреждение любителям прокатиться по тонкому льду. Прилов, судак, налим и другая рыба сегодня рыбаков не интересует. Много в ставные неводы не попадет — они рассчитаны именно на салаку. А ее в этом году много и сразу.

Анатолий Гавренков, директор рыбопромыслового предприятия: «В этом году салака шла очень мощно, сразу рывком. Ее ловят даже там, куда раньше она и не заходила. Даже на ветер не реагирует. Обычно, если дует южный ветер, то салака лучше ловится со стороны Мамоново, если северный или северо-западный, то лучше ловится с Балтийской косы. А в этом году она везде есть».

Ставной невод, которым пользуются рыбаки залива, состоит из одного крыла и нескольких ловушек. Крыло — это длинная сеть, которая тянется от берега к ловушке. Оно перегораживает ход рыбы и направляет ее в ловушку. Ловушка состоит из внешнего двора. Сюда заходит салака, а суживающийся коридор не дает ей уйти обратно в залив. Затем рыба попадает во внутренние дворы. И уже затем переходит в так называемые «котлы» или «садки», в которых остается до «выливки» из невода. Рыбаки так и говорят: «Мы налили столько-то тонн салаки».

Про налима рыбаки шутят — «хозяин котла». Поэтому если попадется в сеть — не берут, забрасывают туда же. Иначе улова не будет. А если серьезно, то новичок не знает очень многих тонкостей салачной путины.

Владимир Курносенков, рыбак: «Надо знать, в каких, примерно, градусах поставить сеть, чтобы салака попалась. Она тоже идет по-хитрому: в основном ориентируется на ветер. Сначала заходит к Польше, а потом идет обратно».

Рыбацкий труд нелегок. Экипаж рыболовецкой бригады — семь человек. Работа — только ручная. Бывали годы, когда из одного невода наливали по 50 тонн рыбы. Только успевай в байдах возить к причалам. В одну байду помещается от четырех до восьми тонн салаки. Один малый рыболовный бот может утащить за собой две. Значит, к берегу надо сделать несколько ходок за промысловый день. Да еще и перекидать лопатами в ящики.

Владимир Курносенков, рыбак: «В 4 утра встаем, а домой приходим в 8–9 вечера. Я уже 36 лет здесь салаку ловлю, а сколько ее до меня ловили!»

Несмотря на трудности с переработкой и сдачей салаки, для рыбаков в нынешнюю путину без нее никак. На заливах долго держался лед, и поэтому крупного «частика» — а это ценные лещ и судак — поймали немного. А с 20 апреля на эти виды рыб начался двухмесячник тишины. Так что выходить в заливы можно только на мелкого «частика», например, на плотву, окуня. Да еще и на салаку, пока она идет. На нее запрета нет. Так что свои две тысяч тонн квот рыбаки надеются добыть.

Источник: Калининградская ГТРК

Читайте также:

09.10.17 5 тысяч 50! - новый рекорд открытого борта «Крузенштерна»

Новый рекорд открытого борта»

7 октября 2017 года 5050 горожан и гостей региона познакомились с морской визитной карточкой Калининграда и России.


29.09.17 День открытого борта

День открытого борта»

В период стоянки УПС “Крузенштерн» в Калининградском морском рыбном порту 07октября 2017 года планируется проведение Дня открытого борта


26.09.17 Коллектив Калининградского морского рыбного порта скорбит о потере

Ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов

24 сентября на 89-м году жизни скончался ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов.


22.09.17 В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

На акватории морского порта Калининград 20 сентября 2017 года было проведено комплексное учение на тему: «Отработка взаимодействия сил и средств, привлекаемых для ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории топливно-грузового комплекса (ТГК) ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».


20.09.17 Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

До окончания третьего рейса навигации 2017 года остаются считанные дни. Уже в предстоящее воскресенье, 24-го сентября родные и близкие смогут обнять своих моряков.


18.09.17 В Санкт-Петербурге прошёл Международный рыбопромышленный форум

Международный рыбопромышленный форум

Ключевое событие рыбохозяйственной отрасли - Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов прошли с 14.09.2017 по 16.09.2017 года в Санкт-Петербурге.


16.08.17 18 августа барк «Крузенштерн» традиционно ошвартуется в Калининградском рыбном порту.

18 августа барк «Крузенштерн» традиционно ошвартуется в Калининградском рыбном порту.

Торжественное построение возвестит об официальном окончании второго учебного рейса на барке «Крузенштерн».


11.08.17 Международные учения по ликвидации разлива нефти в результате аварии на стационарной морской платформе «BALEX DELTA – 2017» прошли в среду на Балтике у берегов Калининградской области.

Международные учения по ликвидации разлива нефти

В учениях приняли участие силы и средства Дании, Польши, России, Финляндии, Швеции. За ходом «спасательной операции» наблюдали представители этих стран, а также Литвы, Латвии, Польши и Великобритании.


13.07.17 Калининградский морской рыбный порт отметил День рыбака и 70-летие со Дня образования

Юбилей Калининградского морского рыбного порта

В этом году празднование Дня рыбака практически совпало с 70-летием Калининградского морского рыбного порта.


28.06.17 В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии

В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии

В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии


Rambler's Top100