Новости

12.10.2008 ИНФОРМАЦИЯ, ЧТО ПРОЕКТ 2К НЕСКОЛЬКО ЛЕТ УЖЕ НЕ РАБОТАЕТ, НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

posolstvoВ упомянутой статье автор ссылается на заявления Посла Российской Федерации в Литовской Республике по поводу нефтепровода «Дружба», а также на якобы имевшие место «высказывания» о железнодорожном транзите через территорию Литовской Республики во время встречи с членами Комитета по иностранным делам Сейма Литовской Республики 30 сентября с.г. По вопросу нефтепровода «Дружба» Посольство Российской Федерации распространило в СМИ соответствующий пресс-релиз, с которым можно ознакомиться на интернет-сайте Посольства.

Что же касается вопросов железнодорожного транзита, о которых пишет автор, то Посольство обращает внимание, что во время упомянутой встречи в литовском парламенте проблематика железнодорожного транзита через территорию Литовской Республики не обсуждалась, и никаких заявлений и сообщений по этой теме Послом Российской Федерации не делалось. Вместе с тем, с учетом интереса к этому вопросу Посольство хотело бы отметить, что российская сторона неоднократно на переговорах, как с литовской стороной, так и с Евросоюзом, выражала удовлетворение положением дел с пассажирским и грузовым транзитом в/из Калининградской области Российской Федерации через территорию Литовской Республики. Дальнейшая оптимизация упомянутых видов транзита никак не связана с количеством перевозимых по территории Литвы грузов - здесь речь идет о модернизации работы пунктов пропуска на границе, внедрении электронной системы декларирования грузов и др.

Кроме того, в итоговом Протоколе V заседания Российско-Литовской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству (г. Светлогорск, 3-4 декабря 2007 г.) четко зафиксировано, что проводимая Федеральной службой по тарифам, Министерством транспорта Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги» работа по поэтапному сближению тарифов на перевозки в различных видах сообщений путем их дифференцированной индексации отвечает основным целям проекта «2К». Особенно это относится к установлению конкурентоспособных тарифов для обеспечения оптимального распределения грузопотоков и адекватной загрузки Калининградского и Клайпедского портов. Никакой иной точки зрения в упомянутом Протоколе литовской стороной зафиксировано не было. Сторонами была достигнута договоренность продолжить обсуждение данных вопросов в рамках рабочей группы Межправкомиссии по транспорту.

Информация о том, что проект «несколько лет уже не работает» не соответствует действительности. В частности, в 2005-2006 гг. представителям как АО «Литовские железные дороги», так и ОАО «Российские железные дороги», удалось договориться о значительном снижении тарифов на провоз различных видов грузов в направлении Калининградского и Клайпедского портов, что привело к их дополнительной загрузке. Непонятны также высказывания автора статьи о том, что «российские грузы уже сейчас составляют всего несколько процентов от оборота Клайпедского порта».

По итогам первого полугодия 2008 года, опубликованным отделом маркетинга Дирекции Клайпедского государственного морского порта, общий объем транзитных грузов, переваленных в порту составил 15894,1 тысяч тонн, из них 14% (2223,2 тысяч тонн) приходится на российские грузы. Причем данный показатель в физических объемах вырос по сравнению с 2007 годом, что стало возможным в связи с ростом грузопотоков из России, прежде всего, российской нефти, удобрений и черных металлов.

Если же рассматривать только объемы грузов иностранных государств, переваленных в Клайпедском порту, которые составили 6544,5 тысяч тонн или 41,2 % от всего объема перевалки, то реальная доля российских товаров составляет 33,9%, что является весьма значительным показателем загрузки порта и совсем не соответствует «нескольким процентам». Что касается перевозки опасных грузов, в первую очередь, военного характера, то российская сторона предлагала и не отказывается заключить отдельное межведомственное соглашение по страхованию опасных грузов.

Пресс-релиз посольства России в Литве 9 октября 2008 года

ВЯЙДАС: РОССИЙСКИЙ ТРАНЗИТ ЧЕРЕЗ ЛИТВУ

(Автор -Аудрюс Бачюлис, журнал «Вяйдас», 6 октября 2008 года, стр. 26-28)

Через Литву провозится все больше грузов, а через Клайпеду - все меньше.
veidasПосол России в Литве Владимир Чхиквадзе во время встречи на прошлой неделе с членами парламентского Комитета по иностранным делам сообщил им две новости. Как и положено - одна была хорошей, а вторая - плохой.
Хорошая новость - это если бы Литва согласилась инвестировать несколько десятков миллионов долларов в обновление нефтепровода «Дружба» и нашла бы партнеров в России, которые смогут заняться его ремонтом, то у нефтеперерабатывающего предприятия «Мажейкю нафта» появилась бы возможность надеяться на поставку нефти по этому нефтепроводу. Правда, эти обещания Россия пока еще туманны.
«Я не хочу сказать, что по этому вопросу будет принято положительное решение, - сказал Посол России В.Чхиквадзе, - Но этот вопрос имеет право на существование». Хотя вместе с этим он отметил, что данный нефтепровод имеет "тысячи" дефектов и поэтому, мол, люди «еще подумают, стоит ли этим заниматься».
Напомним, что нефтепровод «Дружба» был закрыт в июле 2006 года, когда из поломанного участка вылилось 340 кв. м нефти. Этот инцидент как раз совпал с решением Литвы продать «Мажейкю нафту» польскому концерну «PKN Orlen», а не какой-нибудь российской компании, предлагавшей за акции намного меньшую цену, чем поляки. Правда, сама поставка российской нефти на «Мажейкю нафту» не прекратилась, но транспортировка ее на танкерах и по железной дороге обходится дороже, чем по нефтепроводу.
Ранее Россия объясняла, что ремонт нефтепровода не окупается, а многократные предложения Литвы отремонтировать «Дружбу» за свой счет оставались без ответа. Так что заявление В.Чхиквадзе, сделанное на прошлой неделе, говорит об определенных сдвигах в положительном направлении.
Опять пригрозили уменьшить транзит
Плохая новость - Россия устами своего посла опять предупредила Литву, что железнодорожный транзит товаров через Литву может уменьшиться, если Литва не создаст для этого «выгодные условия».
Еще сразу после российской войны в Грузии прозвучали неофициальные угрозы, мол, Москва в отместку Литве за активную поддержку Грузии велела своим железнодорожникам, как только возможно ограничить транзит товаров через территорию Литвы. Правда, так запросто это сделать невозможно, поскольку российские грузы и сейчас уже составляют всего несколько процентов оборота Клайпедского порта.
Между тем основная часть российского транзита через Литву, прежде всего, по железной дороге, идет в Калининградскую область и из неё. Так что, если Россия желает перевозить меньше грузов и, таким образом, снизить прибыль «Летувос гяляжинкяляй»? Она должна намного снизить загрузки Калининградского порта, обижая, таким образом, бизнес-структуры этой области.
«Дело в том, что бизнес имеет такое удивительное свойство - он идет туда, где ему удобно, хорошо и все понятно, где действуют понятные и четкие законы, где имеются нормальные отношения. Если этого нет - бизнес туда не идет, - объяснял на встрече с членами Сейма Посол В.Чхиквадзе. - Железная дорога - это коммерция, бизнес. Если будет выгодно использовать Литву, как транзитную страну, это будет делаться, но Литва для этого должна создать соответствующие условия. Если это невыгодно, никакие политики, никакие директивы, никакие указания не заставят этого делать. Говорится о прибыли, а прибыль не появляется только по указанию директив».
Кстати, Россия уже не в первый раз грозит Литве снизить масштабы своего транзита по железной дороге. В феврале прошлого года губернатор Калининградской области Георгий Боос во время своего визита в Литву после встречи с президентом Валдасом Адамкусом, премьером Гядиминасом Киркиласом и министром сообщений Литвы Альгирдасом Буткявичюсом выразил недовольство по поводу того, почему Литва не позволяет приватизировать перевозку транзитных грузов в калининградском направлении, предоставляя исключительное право на это компании «Летувос гяляжинкяляй».
Этот запрет, принятый Сеймом еще в 2006 году, не позволяет проникать в бизнес по перевозкам в калининградском направлении предприятиям российского капитала (которые пытались делать это уже начиная с 2002 года, в последний раз -через предприятие сына руководителя предприятия «Дуётекана», посредника «Газпрома», Римантаса Стониса), отнимая таким образом прибыль у литовских перевозчиков.
Россия систематически уменьшает транзит в Клайпедский порт уже с 2002 года» когда пришедший к власти Владимир Путин принял стратегическое решение как можно больше грузов везти через российские порты или через предприятия российского капитала, чтобы отнимать доходы у предпринимателей стран Балтии и других бывших советских республик. Именно тогда начался быстрый рост железнодорожных перевозок в Калининград, объем перевозок грузов в Клайпеду стали уменьшаться (правда, в последнее время он несколько увеличился).
Печально известный проект 2К, инициированный Министерством иностранных дел, который будто бы имел целью равномерно загружать и Калининградский, и Клайпедский порты. Как выяснилось, принес реальную выгоду только России, так что после скандала проект по сути дела был остановлен и, хотя официально он не был прерван, несколько лет уже не работает.
Сейчас обе стороны - и Литва, и Россия - дискриминируют с помощью железнодорожных транзитов товары друг друга. Беда только, что Литва может поднимать цену на транспортировку грузов в Калининград на маленьком отрезке пути, а Россия принимает повышенные тарифы на транспортировку грузов в Клайпедский порт - практически на всем пути маршрута. Положение может измениться только со вступлением России в Международную торговую организацию, которая запрещает дискриминационные тарифы, но в ближайшее время это «не грозит», поскольку Грузия, несомненно, будет блокировать членство России в ВТО.
В данное время основным перевозчикам через Клайпедский порт является Беларусь (до 99 проц. контейнеров), Казахстан и Украина, из которых в Клайпеду курсирует челночный поезд «Викинг».
Литва хотела бы продлить проект «Викинга» до столицы Азербайджана Баку. А также - до казахского Актау и туркменского порта Туркменбаши, но возникла преграда, по словам литовских дипломатов, неожиданная смесь бюрократизма и коррупции в грузовом терминале в Ильичевске, рядом с Одессой, После войны в Грузии появилось еще одно препятствие - российские бомбардировщики разрушили порт в Поти.
Между тем военный транзит из и в Калининградскую область проходит без особых трудностей. Однако есть одна существенная проблема - перевозка очень опасных грузов, по поводу которого Россия и Литва не могут договориться уже почти десять лет.
«С одной стороны, мы заинтересованы в демилитаризации Калининградской области, и поддерживаем желание России вывезти оттуда лишнее и устаревшее оружие, - сказал «Вяйдасу» один из высокопоставленных дипломатов. - Но беда в том, что часть этого оружия, особенно боеприпасы, очень старые, времен чуть ли не Первой мировой войны и могут взорваться от малейшего сотрясения.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе рекомендует такое оружие уничтожать на месте. Россия с этим не согласна, объясняя, что у нее есть завод по переработке таких боеприпасов и поэтому она хочет их вывезти. Литва склонна разрешить это, но требует, чтобы Россия застраховала этот транзит. Россия в свою очередь не хочет предпринимать коммерческое страхование и предлагает государственную гарантию. Однако у Литвы уже есть печальный пример, когда Россия давала уже однажды государственную гарантию рассчитаться за построенные литовскими фирмами дома для ее военных, но до сих пор не рассчиталась».

V?l grasinta suma?inti tranzit?...

Karini? krovini? Rusija nenori drausti...

Rusijos tranzitas per Lietuv? gele?inkeliu (mln. ton?)
2008 m.* 11,38
2007 m. 21,04
2006 m. 18,825
2005 m. 17,52
2004 m. 16,98
2003 m. 16,89
2002 m. 14,11
2001 m. 9,795
2000 m. 11,185

*pirmojo pusme?io duomenys

Rusijos tranzitas per Lietuv? automobili? keliais (mln. ton?)

2008 m.* 1,23
2007 m. 2,03
2006 m. 1,74
2005 m. 1,17
2004 m. 1,86
2003 m. 1,66
2002 m. 1,55
2001 m. 1,38
2000 m. 1,41

*pirmojo pusme?io duomenys

Rusijos tranzitas per Klaip?dos uost? (automobili? keliais ir gele?inkeliu, mln. ton?)

2008 m.* 2,22
2007 m. 3,58
2006 m. 1,72
2005 m. 1,04
2004 m. 0,73
2003 m. 1,95
2002 m. 2,19
2001 m. 2,31
2000 m. 5,04

*pirmojo pusme?io duomenys
Šaltinis: Susisiekimo ministerija

Rusijos karinis tranzitas 2008 m. (vagonais)

? Rusij?

Karin? technika 375
Apr?pinimo kroviniai 19
Apr?pinimo technika 76
Radijo lokacin?s stotys 16
Automobiliai 15
Maisto produktai 8

? Kaliningrad?

Benzinas 90
Dyzelinas 319
Mazutas 240
Reaktyvinis kuras 206
Krosni? kuras 1
Akmens anglys 751
Maisto produktai 10
Apr?pinimo kroviniai 93
Apr?pinimo technika 39
Ryši? technika 30
Radijo lokacin?s stotys 18
Automobiliai 12

Iš viso
? Kaliningrad? 1809
? Rusij? 509

Объемы транзитных грузов за 1 полугодие 2008 года

  1 полуг. 2007 г. 1 полуг. 2008 г. сравнение
2008/2007 в % (+,-)
Страна Итого % Итого %  
Итого перевалено  13128 100% 15894 100% 21,10%
Грузов Клайпедский порт 
Из них: грузы из Литвы 7511,4 57,20% 9349,6 58,80% 24,50%
Транзит 5616,6 42,80% 6544,5 41,20% 16,50%
из них:          
Российские                                                         1948,7 14,80% 2223,2 14,00% 14,10%
Белорусские 2937,8 22,40% 3569,5 22,50% 21,50%
Украинские 174,1 1,30% 187,1 1,20% 7,50%
Казахские 349 2,70% 407,8 2,60% 16,80%
Узбекские 19, 3 0,10% 14,2 0,10% -26,40%
Латвийские 131,1 1,00% 73,5 0,50% -43,90%
Эстонские 5,4 0,00% 5,6 0,00% 3,70%
Прочие 51,2 0,40% 63,6 0,40% 24,20%

Вопрос в том, что понимать под высказыванием автора статьи о том, «российские грузы уже сейчас составляют едва несколько процентов от оборота Клайпедского порта».
По итогам 1 - го полугодия 2008 г, опубликованным отделом маркетинга Дирекции Клайпедского государственного морского порта (сайт www.portofklaipeda.lt), общий объем транзитных грузов, переваленных а порту составил 15894,1 тыс.тонн, из них 14 % (2223, тыс. тонн) приходится на российские грузы, (таблица 5), причем Данный показатель в физических объемах вырос по сравнению с 2007 годом. Это произошло, в том числе, за счет роста грузопотоков из России российской нефти, удобрений и черных металлов.
Если же рассматривать только объемы грузов иностранных государств, переваленных в Клайпедском порту, которые вставили 6544,5 тыс. тонн или 41, 2% от всего объема перевалки, то реальная доля российских товаров составляет 33,9% что является весьма значительным показателем загрузки порта и совсем не соответствует «нескольким процентам».

Veidas: Литва воюет с Россией на словах, но не на деле

(Автор - Аудрюс Бачюлис, журнал «Veidas», № 39, 26 сентября 2008 года)

Как пишет журнал, Вильнюс раздражает Москву своими яростными речами, однако он до сих пор не сделал ничего такого, что хоть как-то на самом деле могло помешать российским интересам.

Уже как аксиома, говорит автор статьи, принимается утверждение, что в ближайшее время литовско-российские отношения должны ухудшиться. Это якобы будет местью Литве за то, что во время войны в Грузии Вильнюс открыто поддержал Тбилиси, чего Москва ему никогда не простит.

Были среди «любимчиков»
В этом месяце, продолжает автор статьи, президент Конфедерации промышленников Бронисловас Лубис, которого из-за отношений с «Газпромом» принято считать экспертом по неоспоримому взгляду на Литву, заявил, что Литва в настоящее время вылетела из имеющегося в Кремле списка «любимчиков». Поэтому Б.Лубис не исключает возможности, что через какое-то время Литве может отозваться ее помощь Грузии.

Удивляет не само заявление Б.Лубиса - влиятельный промышленник не впервые предупреждает, что принципиальное поведение Литвы относительно российской политики может иметь отрицательные последствия для бизнеса Литвы. Для него, покупающего у «Газпрома» почти половину импортируемого в Литву газа (1,4 млрд. куб м из 3 млрд. куб м), и напрямую общающегося с руководством крупнейших российских компаний, добрые соседские отношения являются гарантом успешного бизнеса. Одновременно это позволяет Б.Лубису как можно лучше чувствовать все нюансы колебаний межгосударственных отношений.

Так что, как пишет автор статьи, больше всего удивляет утверждение Б.Лубиса, что до сих пор Литва, с точки зрения России, находилась в списке «любимчиков». Даже, уточняет автор, в октябре прошлого года, когда «Газпром» потребовал, чтобы Литва платила за 1000 куб. м газа на 20 долларов больше, чем платит Германия (ей приходится добавлять к цене на газ транспортные расходы, которые намного больше, чем у Литвы), она, оказывается, находилась среди «любимчиков». И выходит, продолжает автор, что в июле 2006 года, когда выяснилось, что акции «Мажейкю нафты» приобретет не какое-нибудь российское нефтяное предприятие, а польский концерн "PNK Orlen", Москва прекращает поставки нефти в Мажейкяй, говоря о поломке на нефтепроводе «Дружба», Литва тоже находилась среди ее «любимчиков»?

Однако, как известно, Б.Лубис не привык разбрасываться словами и обычно знает, что говорит. Так что его утверждению о том, что к Литве до сих было благоприятное отношение в Кремле, стоит верить. О том, что Литва своей политикой до сих пор не принесла России какого-либо ощутимого ущерба, свидетельствуют и другие знатоки в этой сфере политики.

«Я не припомню такого факта, - сказал журналу «Вяйдас» бывший министр иностранных дел Литвы от Социал-демократической партии Повилас Гилис, последовательный в последнее время критик внешней политики Литвы в отношении России, отвечая на вопрос, навредила ли когда-нибудь Литва России своими действиями, а не словами. - И что мы можем ей сделать? Литовские политики просто-напросто не оценивают соотношения наших и российских сил. Поощряется антироссийская психология, но не дается ответа на вопрос, а что потом. Может потом нам пойти войной на Россию? И как? Пусть мне кто-нибудь даст ответ на этот вопрос и, может, тогда я присоединюсь к этому взгляду».

У Литвы на самом деле не очень много «жестких» средств воздействия на Россию. Таковых по сути дела четыре: транзит в Калининград, вопрос о возмещении ущерба от оккупации, который можно поднимать на межгосударственных переговорах и в международных институтах, блокирование приема России в некоторые международные организации, воздействие на отношения ЕС с Россией в тех случаях, когда решения должны приниматься по всеобщему согласию стран-членов ЕС.

Из этих четырех средств действительно опасным для России может быть только затруднения с транзитом в Калининградскую область. Посмотрим, пыталась ли Литва каким-то образом использовать этот способ оказания давления на Россию, говорит автор статьи.

Транзит в Калининград
Российский железнодорожный транзит через Литву в Калининград всегда проходил исключительно гладко. Единственная вещь, которую использовали обе стороны, - игры с тарифами грузоперевозок, стараясь таким образом обеспечить необходимую для своих портов загрузку. Но в 2000 году Литва лишилась в этой сфере инициативы.

«Когда-то, при министре сообщений Йонасе Биржискисе, калининградская тема была тем рычагом, который мы использовали в свою пользу на переговорах с Россией, - говорил раньше Б.Лубис. - Но в последние годы мы «зациклились» на проблемах ЕС и забыли, что перевозка грузов в Калининград для Литвы с экономической точки зрения намного важнее, чем перевозка пассажиров. Мне приходилось говорить с тогдашним представителем президента России по решению вопросов калининградского транзита Дмитрием Рогозиным. Он открыто мне сказал: «Я все время с опаской жду, когда в ходе переговоров по поводу пассажирского транзита прицепят товарный вагон. Но литовцы во время переговоров были такими элегантными, что мы решали вопрос пассажирского транзита и не решали вопроса транзита грузового».

Правда, один раз, летом 2006 года, тогдашний секретарь МИД Литвы Альбинас Янушка пригрозил публично, что если Россия прекратит поставки нефти по нефтепроводу «Дружба», то Литва прекратит железнодорожный транзит в Калининград. Эта угроза так и осталась не выполненной, хотя поставки нефти Россия, как известно, прекратила.

«Угрозы, очень неумные, имелись, - сказал «Вяйдасу» европарламентарий В.Лвндсбергис, когда его спросили, помнит ли он, чтобы Литва предпринимала какие-то действия для того, чтобы помешать России. - Но я не думаю, что надо что-то намеренно делать даже по отношению к недружественному государству. Тем более, зачем заранее говорить, что мы собираемся делать? Россия никогда заранее не говорит, она берет и останавливает поставки нефти».

Поставки газа в Калининград Литва никогда не пыталась остановить, а когда в 2002 году правительство продало половину акций «Летувос дуес» «Газпрому», а вторую половину - его партнерам E.ON и «Ruhrgas», такой метод давления стал физически невозможным.

Независимо от этого, Россия собирается провести от газопровода «Северный поток», прокладываемого по дну Балтийского моря, отрезок газопровода в Калининград и, по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, «исключить» Литву из игры.

Вопрос возмещения ущерба в ходе литовско-российских межгосударственных переговоров поднимался только два раза (и то по сути дела формально) - в начале 2001 года. После того, как Россия не захотела об этом говорить, этого вопроса больше не касались. Руководство МИД, когда на него давили литовские политики, требовавшие вновь и вновь поднимать данный вопрос, всегда находили причину уйти от этого, доказывая чаще всего, что не время сердить Россию.

А в начале 2006 года, пишет автор статьи, во время дискуссии по инициативе Института международных отношений и политических наук была поднята тема «Почему следует отказаться от требования возместить ущерб, нанесенный оккупацией». Мол, это требование очень не нравится Москве.

Литва не выступала также ни против приема России в Совет Европы, ни против приема ее во Всемирную торговую организацию. Когда шли переговоры о вступлении России в ВТО, консерваторы выступили с предложением блокировать прием России в эту международную организацию до тех пор, пока она не согласится вернуть гражданам Литвы рублевые вклады. Однако это предложение осталось не услышанным правительством, и Литва в прошлом году дала «добро» России на вступление в ВТО.

Также в прошлом году Литва не поддержала вето Польши на мандат для переговоров ЕС с Россией, хотя на словах утверждала, что во всем поддерживает свою соседку и партнера.

Правда, в этом году Вильнюс совсем неожиданно заявил о своем вето на начало переговоров ЕС с Россией, но сделал это так неуклюже, не согласовав с соседями, что все это казалось, скорее, спектаклем, предназначенным для внутреннего пользователя, чем серьезной попыткой тормозить переговоры с Россией.

Поскольку вето, особенно со стороны маленького государства, для ЕС очень нежелательное явление, то можно утверждать, что Литва свой единственный раз уже использовала и без каких-либо ощутимых результатов.

Глядя на все это, становится очевидным, что России действительно нет никакого смысла считать Литву каким-то «плохишом». Зато разного рода острые заявления в адрес Москвы очень облегчили работу кремлевским пропагандистам, которые с успехом создали имидж стран Балтии, как самого большого врага России, и Литвы, как борца за новую холодную войну.

КЛАЙПЕДА ПЕРЕТЯНЕТ НА СЕБЯ БЕЛОРУССКИЙ ТРАНЗИТ УДОБРЕНИЙ?

Татьяна Манёнок, DELFI
9 октября 2008 г.

delfiБелорусская сторона испугалась, что Клайпедский порт может перетянуть на себя весь транзит калийных удобрений на Балтике. Беларусь поставляет на экспорт 7,2 млн. тонн калийных удобрений в год. Перевалка минеральных удобрений осуществляется через 3 порта - Клайпедский, Венстпилсский (Латвия) и Николаевский (Украина).

Долгое время Вентспилсский порт был бессменным лидером по перевалке груза, который приносит белорусскому бюджету основную валютную прибавку. Через современный специализированный терминал порта "Калия паркс" осуществлялись основные экспортные поставки белорусских калийных удобрений. На протяжении многих лет объем перевалки составлял около 4 млн. тонн.
Однако рядом подрастал конкурент. Клайпеда начинала очень скромно: в 2002 году через литовский порт перегружалось всего 774 тыс. т, однако уже через 3 года объем был практически удвоен. В 2005 году через Клайпеду уже грузилось 1.306 тыс. т белорусских удобрений. С этого времени стала падать перевалка через Вентспилс: в 2005 году объем снизился до 3,5 млн. т, а по результатам 2006 года упал еще ниже - до 3 млн. тонн.
Еще через год Клайпедский порт впервые в своей истории обогнал прежнего фаворита: в 2007 году литовский порт перевалил 2,75 млн. тонн, в то время как через Вентспилс было транспортировано 2,46 млн. тонн.
В этом году отставание стало еще большим - почти в 3 раза. По данным за 7 месяцев этого года, через Вентспилс перегружено всего лишь около 700 тыс. тонн, в то время как через Клайпеду - 2 млн. тонн.
Заместитель генерального директора по логистике ЗАО "Белорусская калийная компания" (спецэкспортер белорусских калийных удобрений) Михаилом Касько отмечает, что переориентация потоков между двумя прибалтийскми портами продиктована чисто экономическими расчетами.
"Давайте не выделять какой-то порт. Для нас все порты равны и важны, и с каждым из них мы стараемся поддерживать нормальные, партнерские отношения. И Вентспилсский порт, который на текущий момент является самым глубоководным, со специализированным терминалом "Калия паркс" для нас не менее важен, чем Клайпеда или Николаев. Наша задача - доставить груз потребителю с минимальными издержками. Поэтому удобрения перегружаются через тот порт, через какой это экономически выгодно", - подчеркнул он.
В администрации "Беларуськалия" отмечают, что никаких других причин, кроме экономических, при выборе маршрута не существует: на сегодняшний день по конкурентным судам вентспилсское направление дороже клайпедского более чем на 1,2 USD/тонн.
Те не менее, белорусскую сторону эти тенденции явно настораживают. Чиновники опасаются, что снижение перевалки до 1 млн тонн белорусских удобрений может стать для Вентспилса критичным (через калийный терминал этого порта "Калия паркс" грузит также удобрения российская компания "Сильвинит" -- меньше 1 млн. тонн), что подвигнет владельцев терминала на его переспециализацию или продажу.
"Мы не должны этого допустить, поскольку потеря этого направления лишит нас конкурентной среды при определении тарифной политики в прибалтийском направлении", - сказал чиновник профильного ведомства.
Недавно на пресс-конференции заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Михаил Осипенко откровенно пояснил суть белорусского подхода по этому вопросу.
По его словам, сегодня литовский и латвийский порты конкурируют между собой за объемы перевалки белорусских калийных удобрений. "Конкурируя между собой, они снижают тарифную нагрузку для белорусских грузов. Именно благодаря этой конкуренции тарифы на транспортировку грузов в прибалтийских государствах сейчас значительно ниже, чем у сопредельных государств, в том числе и в Беларуси", - констатировал М. Осипенко.
Очевидно, что абсолютное лидерство Клайпедского порта по транзиту калия на Балтике явно диссонирует с белорусскими подходами.
В неофициальной беседе чиновник профильного ведомства не стал скрывать, что Минск обеспокоен ближайшими перспективами - не исключено, что после модернизации Клайпедский порт может перетянуть на себя практически весь объем транзита белорусских калийных удобрений, а это полностью лишит белорусскую сторону конкурентных козырей в переговорах по условиям транзита хлоркалия в прибалтийском направлении.
По имеющимся данным, белорусский производитель калийных удобрений уже инициировал переговоры с Белорусской железной дорогой о возможном снижении тарифов в вентспилсском направлении.
Ожидается, что вопрос транзита удобрений через Вентспилсский порт станет одним из основных в ходе работы белорусско-латвийской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которая пройдет в Минске 16-17 октября.

 

Читайте также:

20.11.17 Глава Нацрыбресурса Сергей Харьков представил Руководителю Росрыболовства Илье Шестакову проект рыбного кластера в Калининградской области

Сергей Харьков представил Руководителю Росрыболовства план развития порта

17 ноября в рамках рабочей поездки в Калининградскую область заместитель министра сельского хозяйства России — руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков посетил подведомственные ФГУП «Нацрыбресурс» Калининградский морской рыбный порт и удаленный морской терминал «Пионерский».


08.11.17 3 ноября состоялся визит в рыбный порт Главного федерального инспектора
по Калининградской области Елисеева С.В.

Визит Главного федерального инспектора по Калининградской области в рыбный порт

Планы об организации мелкооптовой и розничной торговли на территории рыбного порта озвучил врио директора ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» Игорь Разинкин на совещании под руководством Главного федерального инспектора по Калининградской области.


02.11.17 Коллектив рыбного порта поздравляет Всеволода Яковлевича Куликова с 90-летием!

Коллектив рыбного порта поздравляет Всеволода Яковлевича Куликова  с 90-летием!

2 ноября 2017 года исполняется 90 лет ветерану Великой Отечественной войны Всеволоду Яковлевичу Куликову.


31.10.17 «Нацрыбресурсы» приступают к возрождению «Калининградского морского рыбного порта»

«Нацрыбресурсы» приступают к возрождению «Калининградского морского рыбного порта»

З0 октября 2017 года вышел Указ Президента Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина, о реорганизации ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» путём присоединения к нему ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».


09.10.17 5 тысяч 50! - новый рекорд открытого борта «Крузенштерна»

Новый рекорд открытого борта»

7 октября 2017 года 5050 горожан и гостей региона познакомились с морской визитной карточкой Калининграда и России.


29.09.17 День открытого борта

День открытого борта»

В период стоянки УПС “Крузенштерн» в Калининградском морском рыбном порту 07октября 2017 года планируется проведение Дня открытого борта


26.09.17 Коллектив Калининградского морского рыбного порта скорбит о потере

Ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов

24 сентября на 89-м году жизни скончался ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов.


22.09.17 В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

На акватории морского порта Калининград 20 сентября 2017 года было проведено комплексное учение на тему: «Отработка взаимодействия сил и средств, привлекаемых для ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории топливно-грузового комплекса (ТГК) ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».


20.09.17 Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

До окончания третьего рейса навигации 2017 года остаются считанные дни. Уже в предстоящее воскресенье, 24-го сентября родные и близкие смогут обнять своих моряков.


18.09.17 В Санкт-Петербурге прошёл Международный рыбопромышленный форум

Международный рыбопромышленный форум

Ключевое событие рыбохозяйственной отрасли - Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов прошли с 14.09.2017 по 16.09.2017 года в Санкт-Петербурге.


Новости по темам

Rambler's Top100