Первый шаг партнёрства

ЕСТЬ ИДЕЯ. РЕШИЛИ ОСМЫСЛИТЬ.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Чуть меньше месяца назад в "Маяке Балтики" (№ 20/218) было напечатано обращение и. о. директора КМРП А. Крайнего к руководству "Росморпорта", "Калининградской стивидорной компании", "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти", "Портового элеватора", "Балтийской нефтеперевалочной компании", "Терминал-ГМБ", "БалтТерминалСервиса" и "Новобалт терминала", в котором говорилось о необходимости создания некоммерческой организации, объединяющей порты Калининграда для решения общих задач.
Со своей стороны, редакция предложила организовать "круглый стол" по этой проблеме - нам показалось важным, чтобы в обсуждении приняли участие как можно больше заинтересованных лиц.
Выездное заседание "круглого стола" "Маяка Балтики" состоялось 8 июня в конференц-зале КЖД (пользуясь случаем, редакция благодарит руководство Калининградской железной дороги, откликнувшееся на наше предложение).
В "круглом столе" приняли участие: Ильяс Авакян - директор комплексного нефтереминала ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"; Александр Андронников - начальник отдела внешнеэкономической деятельности КЖД; Василий Беляев - капитан морской администрации порта Калининград; Брайан Бриедис - доктор экономических наук; Виктор Беликов - зам. генерального директора по флоту ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"; Александр Зайцев - генеральный директор ОАО "Портовый элеватор"; Николай Еселевич - зам. директора по эксплуатации морского рыбного порта; Владимир Калиниченко - генеральный директор "Калининградской стивидорной компании"; Алексей Черняев - зам. начальника КЖД, начальник службы перевозок; Олег Шульга - генеральный директор ЗАО "БНК", Сергей Юспин - начальник терминала 000 "Содружество-Соя"; Александр Яковлев - зам. генерального директора по внешнеэкономической деятельности 000 "ТрансЕвропа-Информ".
"Маяк Балтики" представляли главный редактор Эрнест Букринский и журналист Ольга Маркова.
Н.Еселевич. Понятно, что у каждого из наших предприятий - собственные задачи. Однако у нас много общих проблем - и решать их мы должны вместе. Это касается, например, прохождения грузов через таможенный, фитосанитарный, ветеринарный и пограничный контроль, создания припортовой инфраструктуры.
Достичь цели с наименьшими потерями можно только при условии консолидации действий. И мы сами должны решить, в какой форме эта консолидация будет существовать.
Э.Букринский. Вы имеете в виду объединение финансовых усилий - или передачу определенных полномочий предполагаемому партнерству?
Н. Еселевич. В портовый комплекс входят самые разные предприятия - от ФГУП до ЗАО и ООО, так что речь может идти только об объединении интересов, а не форм собственности. Впрочем, если будет необходимо создать новую структуру (скажем, с общим портофлотом и единой службой докеров), это можно будет сделать. Отдельный вопрос - морские администрации. Их у нас две - в одной гавани. Согласитесь: в этом есть определенное излишество...
Э.Букринский. Вы предлагаете административную или коммерческую кооперацию? А может, она будет политической?
Н.Еселевич. Политической в том числе. За границей многие не знают, что такое Калининград - думают, городок под Москвой. Спрашивают: у вас что, там и море есть? А специалистам известен Port of Kaliningrad; их не волнует, Fish он или Commercial (рыбный или торговый). Логично было бы участвовать в международных проектах от имени Большого порта Калининград. И финансы тоже объединить можно - скажем, новый переезд построить (по отдельности ни у рыбного, ни у торгового денег на это не хватит). Да мало ли задач!
А.Черняев. Нельзя объять необъятное. Посмотрите хотя бы на большой порт Новороссийск (в него входят несколько стивидорных компаний, судоремонтный завод, лесной и рыбный порты) - создание холдинга стало возможным потому, что у него - один учредитель. Все деньги, все акватории - в одних руках. А у нас - разные учредители, разная финансовая ответственность... Тарифная политика для нас, правда, одна. Как и для всей страны.
Н.Еселевич. Вот именно! Живем как на вулкане. Не дай Бог, что-то изменится -конец Калининграду. Или не так?
Б.Бриедис. Давайте все-таки разберемся, в чем смысл некоммерческого партнерства. Оно не может быть источником доходов или преимуществ - выгода получается в результате экономии затрат. Подобные объединения весьма эффективно работают во многих странах Европы - сотрудничество вообще экономически выгодней, чем конкуренция (особенно силовая). Вдумайтесь: сейчас наши порты вроде бы на подъеме, но каждые следующие 100 тыс. тонн грузов потребуют от них таких издержек, фактических и логистических, что работа станет экономически нецелесообразной. Это - стратегический тупик. И мы рискуем так и остаться в нем - если не найдем нового пути.
Америку сделал сильной не капитализм, а создание одинаковых модулей и оптимизация транспортных потоков. Однотипные холодильники, одинаковые элеваторы, единые тарифы...
А.Зайцев. В будущем году Россия вступает в ВТО, транспортные документы уже унифицированы. Стоит ли что-то новое выдумывать? Работать нужно. У нас уже была практика ежеквартальных встреч в администрации области - отчитывались, проблемы решали. И - получалось. Существуют областные ассоциации агентов, экспедиторов, рыбопромышленников. Зачем создавать еще одну - надуманную - структуру, которая неизвестно чем заниматься будет? А вот консультационный совет при правительстве - да, нужен.
Б.Бриедис. А какое отношение имеет вступление России в ВТО к некоммерческому партнерству? У этой структуры - иные задачи. Подготовка специализированных кадров, например, - сейчас этим никто не занимается (по отдельности качественную селекцию специалистов провести вообще невозможно). И потом: партнерство - заказчик инноваций, дорогие господа! Кто-то же должен этим заниматься.
А.Зайцев. Конкретный пример инноваций привести можете?
Б.Бриедис. Создание рабочей программы развития транспорта Калининградской области - правительство это сделать так и не сумело.
А.Зайцев. Над этим эксперты ТАСИС несколько лет бились (надо отдать им должное: анализ провели хороший). Основной их вывод: порты Калининграда неконкурентоспособны, европейские программы здесь финансировать нецелесообразно (кстати, относительно терминалов в Балтийске я с европейцами не согласен: со временем они составят конкуренцию Клайпеде). Вы с Европейским сообществом потягаться хотите?
Если возникнет проблема, которая коснется всех, - решать ее тоже будут все, сообща. Лишняя структура для этого не требуется!
В.Калиниченко. Сейчас создается новый совет при губернаторе - туда войдут руководитель "Росморпорта", директор рыбного порта, начальник железной дороги. Меня тоже включили. Какая еще организация нам нужна?
Н.Еселевич. Похоже, многие пришли сюда не обсуждать коммерческое партнерство, а доказывать, что оно нам не нужно.
И.Авакян. Нет, мы хотим обсуждать!Б.Бриедис. Знаете, я проштудировал столько всяких стратегий развития, неразвития, уничтожения (не знаю чего), что голова пухнет. Где они все? Скажу так: ресурс власти очень ограничен, не нужно его переоценивать. Власть способна точечно воздействовать на ситуацию, но не управлять ею. Государство должно заниматься государственной инфраструктурой, инфраструктра же, обслуживающая бизнес, - не его дело. Это - наша задача. А любое предварительное обсуждение проблемы, выработка согласованной позиции - уже некоммерческое партнерство. Тем более что тем для дискуссий у нас предостаточно: беготня докеров из порта в порт, кадры... Кто сегодня занимается подготовкой специалистов, профтехучилищами - только честно, положа руку на сердце?
A.Черняев. Железная дорога занимается.
B.Калиниченко. Мы обучаем не менее 1000 человек в год.
А.Черняев. А что до беготни... Брайан Александрович, все-таки рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Предложи ему (условно) на 100 рублей больше - и чихал он на наши концепции.
И.Авакян. Сколько я людей так к себе переманил...
Б.Бриедис. А все почему: каждое предприятие перекладывает свои издержки на собственную рабочую силу. Лучше иметь один центр - своеобразный кадровый резерв, накопитель, который будет действовать в соответствии с рыночной ситуацией.
А.Черняев. Выходит, нужно собрать всех докеров и сказать: сегодня работаешь в торговом порту, завтра - в рыбном.
Б.Бриедис. Ну, все-таки у нас здесь не профсоюз... Я говорю с точки зрения работодателя. Но это - единственная возможность выработать совместные правила игры и запустить инновационные механизмы.
Э.Букринский. Да, но правила игры существуют тогда, когда есть единая экономика, единое управление.
Б.Бриедис. Вовсе нет! Просто нам нужен общий научно-прогностический задел.
В.Калнниченко. Красиво звучит, интересно... Однако я, к сожалению, практик.
Б.Бриедис. Это поразительно: как нам не хочется работать кооперативно!
Э.Букринский. Но у нас все-таки не социализм...
Б.Бриедис. Я так и думал, что это слово будет произнесено! Социализм и кооперация товаропроизводства - вещи разные. Кооперативные порты существуют по всей Европе - и самые эффективные из них строятся на долях, на паях.
A.Черняев. Хорошо, допустим, создадим мы такое партнерство - какой оно будет иметь вес, на кого влиять?
Б.Бриедис. Я вас уверяю: как только вы объявите о своем объединении - вас услышат.
Э.Букринский. У меня вопрос: "ЛУКОЙЛ" видит себя в этой структуре - некоммерческом партнерстве?
И.Авакян. Крайне смутно.
Н.Еселевич. Но - видит же!
И.Авакян. Вот если бы мы клуб какой какой-нибудь организовали, я бы сразу согласился!
B.Калиниченко. В том-то и дело. Мне очень приятно с каждым из вас пообщаться в неформальной обстановке, но пытаться в таком составе решать конкретные проблемы - это зря тратить время.
Э.Букринский. Не слишком жестко, Владимир Владимирович?
В.Калиниченко. К сожалению, это правда. Если мы исключим из нашего разговора власть - это будет приятное (временами - дружеское) времяпрепровождение, и не больше того. Поэтому я полностью согласен с Георгием Николаевичем Себовым, который предложил восстановить постоянно действующий совет при губернаторе.
Б.Бриедис. Все равно это будет некоммерческая организация! И потом: на совет нужно идти с уже согласованной позицией.
В.Беляев. При всей разнонаправленное(tm) деловых интересов у нас есть и нечто общее - это стремление привлечь как можно больше грузов и как можно скорее пропустить их через порт. Конечно, хорошо, что Владимир Владимирович вошел в состав совета при губернаторе - но там представлены руководители далеко не всех предприятий, а проблемы есть у всех. И если крупная структура сама способна их разрулить, то мелкая просто-напросто гибнет. Консультационный орган при губернаторе безусловно нужен - но только им не обойдешься. В первом варианте закона о портах было такое понятие: совет порта - к сожалению, из последующих редакций оно исчезло. Вот бы его восстановить! И мне все равно, будет это называться некоммерческим партнерством - или нет.
А правительство должно создавать цивилизованные условия для прохождения грузов. Я, например, уже десять лет на совесть тех же пограничников и таможенников давлю. Вот сегодня пришел паром "Клайпеда" - с русским капитаном, Емельяновым. Так Емельянов когда увидел, что народу на причале - как муравьев и все в зеленой форме, не удержался: "Господи, - говорит, - я вернулся в свою юность!"
А не так давно на меня телегу накатали: мол, не выполняю требования конвенции по облегчению судоходства. Мы к ней присоединились. Но процедуры нет, национального координационного комитета не создано... Хорошо Владивостоку: оттуда груз все равно уйдет, ему некуда деваться, а у нас он очень легко может перескочить на другие рельсы. Вот тут бы общественности поработать.
А.Яковлев. Совет порта необходим: десятки компаний, стивидоры и сюрвейеры, разные проблемы, не всегда здоровая конкуренция... Без общественной организации, как бы она ни называлась, ассоциация или партнерство, не обойтись. Иначе нас вот-вот за горло возьмут: разница-то в железнодорожных тарифах между Калининградом и соседями все уменьшается, и через год-два ее вовсе не будет. Я вчера для "Росморпорта" делал примерные расчеты. Да, мы бились за то, чтобы, скажем, белорусы брали с нас плату не по международным, а по внутри-российским тарифам. Но внутрироссийские тарифы выросли, и получается, что если мы везем нефть и нефтепродукты на экспорт, мы должны платить порядка пяти долларов за тонну, а если для себя - девять долларов. Зря деньги выбрасываем! И наше правительство ничего об этом не знает. Я, кстати, написал об этом пару писем - и мне ответили: какая статистика хорошая! Я им и говорю: я не про это пишу, я пишу, что мы миллионы потеряли.
Порты не могут дотировать пассажирские перевозки железной дороги, вот в чем дело. Повышение тарифов - это варварство по отношению к ним.
А.Черняев. Уважаемый Александр Андреевич, не стоит лезть в государственную политику. Унификация тарифов - не наше дело. Сейчас идет третий этап реформы РЖД - он как раз и направлен на то, чтобы отделить грузовые перевозки от пассажирских.
Э.Букринский. Лучше вернемся к теме нашего разговора,
к некоммерческому партнерству, - а тарифы можно обсудить на следующем заседании.
В.Беликов. Порт "Калининградморнефть" уже участвует в одном партнерстве - "Партнерстве "Севморпуть". Председатель там господин Чилингаров. И у них все получается!
Б.Бриедис. Коренник нужен - кто из вас им станет?
Э.Букринский. Коренник, вероятно, должен быть посторонним, чтобы частные интересы его от общих не отвлекали.
А.Зайцев. Давайте выйдем с предложением к губернатору - как можно быстрее создать морской совет. И пусть "Маяк Балтики" присутствует на всех совещаниях. Хотя в правительстве области есть люди, которые отвечают за транспортный комплекс... О. Шульга. Похоже, до нас у них руки не дошли.
Н.Еселевич. Чиновники не заинтересованы в том, чтобы мы заработали больше - от этого их оклады не повысятся.
Б.Бриедис. Они заинтересованы в стабильности.
А.Зайцев. А стабильность мы откуда возьмем? Через два года выравняются тарифы – и в чем будет наше преимущество? Калининград превратится в чисто внутренний порт. Нам нужны государственные дотации. Я говорил об этом губернатору, он ответил - этого не будет. На сто процентов уверен: скажем, от нефтяных потоков со временем процентов двадцать останется. Торговый порт правильно делает, ориентируясь на калининградский бизнес, а вот как нефтяники выживать будут, я не знаю (узкая специализация все-таки). Мы, например, уже сейчас работаем на пятнадцать процентов от своих мощностей: казахское зерно не идет, российское тоже... В Клайпеде глубина у причала 14 метров, у нас - 8-9. Можем мы с ними конкурировать?
С.Юспин. Сообща нам многое по силам. И вовсе не обязательно некоммерческую организацию создавать - можно действовать и коммерчески. Мы4 например, рядом с "ЛУКОЙЛОМ" находимся - будем вместе решать вопросы буксировки судов. Нам это выгодно. Что до морского совета... Если мы создадим его сами - это будет своеобразная оппозиция правительству. Лучше обратиться к руководству с предложением - тогда все будет нормально: инициатива снизу и поддержка сверху. А "Маяк Балтики" будет рупором этого совета!
А.Зайцев. Так к чему мы пришли? Необходимо как можно быстрей создать под эгидой правительства морской совет - и с обязательным участием железной дороги.
A.Черняев. Совет транспортников.
Э.Букринский. А рыбаки не запротестуют?
B.Беляев. Речь не о транспортниках - а о транспортном процессе, связанном с транзитом грузов.
А.Зайцев. В совете должны быть представлены и экспедиторы, и агенты, и морские терминалы...
А.Черняев. Коллеги, я думаю, что все сидящие за этим
столом не против совета под эгидой губернатора - общая идея хорошая.
Э.Букринский. Совету можно поручить создание общей концепции развития транспортного комплекса.
В.Беляев. И задачу сохранения объемов транзита через область...
А.Зайцев. Тарифы - самая актуальная проблема.
Э.Букринский. Пока не будет единой государственной политики, о калининградской политике (в том числе и экономической) говорить бессмысленно. Но для меня ясно одно: судя по сегодняшнему разговору, морской совет нам нужен. И ему необходим рупор, потому что кулуарное решение совещания при губернаторе - это одно, и совсем другое - когда в обсуждении проблемы участвуют сотни профессионалов. "Маяк Балтики" готов стать таким рупором.
Если вы примете это предложение, вечерних посиделок я вам не гарантирую, но ежемесячные (и достаточно широкие) обсуждения актуальных для всех нас проблем - это будет действительно важно!
А пока я благодарю вас всех за интерес к теме нашего "круглого стола" и уважение к газете, которое вы проявили, откликнувшись на наше предложение. Текст подготовили Ольга Маркова и Елена Танина
***
ОТ РЕДАКЦИИ. Объем газетных полос не позволяет передать дискуссию полностью. Думаем, нам еще не раз придется возвращаться к этой теме - особенно если идея создания морского совета будет поддержана руководством региона. Материалы заседания мы направляем в администрацию области.
Благодарим Александра Першина, Ирину Шуринову и Вадима Вересова за помощь в организации "круглого стола".

Маяк Балтики
15.06.2006

Читайте также:

20.11.17 Глава Нацрыбресурса Сергей Харьков представил Руководителю Росрыболовства Илье Шестакову проект рыбного кластера в Калининградской области

Сергей Харьков представил Руководителю Росрыболовства план развития порта

17 ноября в рамках рабочей поездки в Калининградскую область заместитель министра сельского хозяйства России — руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков посетил подведомственные ФГУП «Нацрыбресурс» Калининградский морской рыбный порт и удаленный морской терминал «Пионерский».


08.11.17 3 ноября состоялся визит в рыбный порт Главного федерального инспектора
по Калининградской области Елисеева С.В.

Визит Главного федерального инспектора по Калининградской области в рыбный порт

Планы об организации мелкооптовой и розничной торговли на территории рыбного порта озвучил врио директора ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» Игорь Разинкин на совещании под руководством Главного федерального инспектора по Калининградской области.


02.11.17 Коллектив рыбного порта поздравляет Всеволода Яковлевича Куликова с 90-летием!

Коллектив рыбного порта поздравляет Всеволода Яковлевича Куликова  с 90-летием!

2 ноября 2017 года исполняется 90 лет ветерану Великой Отечественной войны Всеволоду Яковлевичу Куликову.


31.10.17 «Нацрыбресурсы» приступают к возрождению «Калининградского морского рыбного порта»

«Нацрыбресурсы» приступают к возрождению «Калининградского морского рыбного порта»

З0 октября 2017 года вышел Указ Президента Российской Федерации, Владимира Владимировича Путина, о реорганизации ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» путём присоединения к нему ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».


09.10.17 5 тысяч 50! - новый рекорд открытого борта «Крузенштерна»

Новый рекорд открытого борта»

7 октября 2017 года 5050 горожан и гостей региона познакомились с морской визитной карточкой Калининграда и России.


29.09.17 День открытого борта

День открытого борта»

В период стоянки УПС “Крузенштерн» в Калининградском морском рыбном порту 07октября 2017 года планируется проведение Дня открытого борта


26.09.17 Коллектив Калининградского морского рыбного порта скорбит о потере

Ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов

24 сентября на 89-м году жизни скончался ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов.


22.09.17 В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

На акватории морского порта Калининград 20 сентября 2017 года было проведено комплексное учение на тему: «Отработка взаимодействия сил и средств, привлекаемых для ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории топливно-грузового комплекса (ТГК) ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».


20.09.17 Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

До окончания третьего рейса навигации 2017 года остаются считанные дни. Уже в предстоящее воскресенье, 24-го сентября родные и близкие смогут обнять своих моряков.


18.09.17 В Санкт-Петербурге прошёл Международный рыбопромышленный форум

Международный рыбопромышленный форум

Ключевое событие рыбохозяйственной отрасли - Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов прошли с 14.09.2017 по 16.09.2017 года в Санкт-Петербурге.


Новости по темам

Rambler's Top100