Первый шаг партнёрства

ЕСТЬ ИДЕЯ. РЕШИЛИ ОСМЫСЛИТЬ.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Чуть меньше месяца назад в "Маяке Балтики" (№ 20/218) было напечатано обращение и. о. директора КМРП А. Крайнего к руководству "Росморпорта", "Калининградской стивидорной компании", "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти", "Портового элеватора", "Балтийской нефтеперевалочной компании", "Терминал-ГМБ", "БалтТерминалСервиса" и "Новобалт терминала", в котором говорилось о необходимости создания некоммерческой организации, объединяющей порты Калининграда для решения общих задач.
Со своей стороны, редакция предложила организовать "круглый стол" по этой проблеме - нам показалось важным, чтобы в обсуждении приняли участие как можно больше заинтересованных лиц.
Выездное заседание "круглого стола" "Маяка Балтики" состоялось 8 июня в конференц-зале КЖД (пользуясь случаем, редакция благодарит руководство Калининградской железной дороги, откликнувшееся на наше предложение).
В "круглом столе" приняли участие: Ильяс Авакян - директор комплексного нефтереминала ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"; Александр Андронников - начальник отдела внешнеэкономической деятельности КЖД; Василий Беляев - капитан морской администрации порта Калининград; Брайан Бриедис - доктор экономических наук; Виктор Беликов - зам. генерального директора по флоту ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"; Александр Зайцев - генеральный директор ОАО "Портовый элеватор"; Николай Еселевич - зам. директора по эксплуатации морского рыбного порта; Владимир Калиниченко - генеральный директор "Калининградской стивидорной компании"; Алексей Черняев - зам. начальника КЖД, начальник службы перевозок; Олег Шульга - генеральный директор ЗАО "БНК", Сергей Юспин - начальник терминала 000 "Содружество-Соя"; Александр Яковлев - зам. генерального директора по внешнеэкономической деятельности 000 "ТрансЕвропа-Информ".
"Маяк Балтики" представляли главный редактор Эрнест Букринский и журналист Ольга Маркова.
Н.Еселевич. Понятно, что у каждого из наших предприятий - собственные задачи. Однако у нас много общих проблем - и решать их мы должны вместе. Это касается, например, прохождения грузов через таможенный, фитосанитарный, ветеринарный и пограничный контроль, создания припортовой инфраструктуры.
Достичь цели с наименьшими потерями можно только при условии консолидации действий. И мы сами должны решить, в какой форме эта консолидация будет существовать.
Э.Букринский. Вы имеете в виду объединение финансовых усилий - или передачу определенных полномочий предполагаемому партнерству?
Н. Еселевич. В портовый комплекс входят самые разные предприятия - от ФГУП до ЗАО и ООО, так что речь может идти только об объединении интересов, а не форм собственности. Впрочем, если будет необходимо создать новую структуру (скажем, с общим портофлотом и единой службой докеров), это можно будет сделать. Отдельный вопрос - морские администрации. Их у нас две - в одной гавани. Согласитесь: в этом есть определенное излишество...
Э.Букринский. Вы предлагаете административную или коммерческую кооперацию? А может, она будет политической?
Н.Еселевич. Политической в том числе. За границей многие не знают, что такое Калининград - думают, городок под Москвой. Спрашивают: у вас что, там и море есть? А специалистам известен Port of Kaliningrad; их не волнует, Fish он или Commercial (рыбный или торговый). Логично было бы участвовать в международных проектах от имени Большого порта Калининград. И финансы тоже объединить можно - скажем, новый переезд построить (по отдельности ни у рыбного, ни у торгового денег на это не хватит). Да мало ли задач!
А.Черняев. Нельзя объять необъятное. Посмотрите хотя бы на большой порт Новороссийск (в него входят несколько стивидорных компаний, судоремонтный завод, лесной и рыбный порты) - создание холдинга стало возможным потому, что у него - один учредитель. Все деньги, все акватории - в одних руках. А у нас - разные учредители, разная финансовая ответственность... Тарифная политика для нас, правда, одна. Как и для всей страны.
Н.Еселевич. Вот именно! Живем как на вулкане. Не дай Бог, что-то изменится -конец Калининграду. Или не так?
Б.Бриедис. Давайте все-таки разберемся, в чем смысл некоммерческого партнерства. Оно не может быть источником доходов или преимуществ - выгода получается в результате экономии затрат. Подобные объединения весьма эффективно работают во многих странах Европы - сотрудничество вообще экономически выгодней, чем конкуренция (особенно силовая). Вдумайтесь: сейчас наши порты вроде бы на подъеме, но каждые следующие 100 тыс. тонн грузов потребуют от них таких издержек, фактических и логистических, что работа станет экономически нецелесообразной. Это - стратегический тупик. И мы рискуем так и остаться в нем - если не найдем нового пути.
Америку сделал сильной не капитализм, а создание одинаковых модулей и оптимизация транспортных потоков. Однотипные холодильники, одинаковые элеваторы, единые тарифы...
А.Зайцев. В будущем году Россия вступает в ВТО, транспортные документы уже унифицированы. Стоит ли что-то новое выдумывать? Работать нужно. У нас уже была практика ежеквартальных встреч в администрации области - отчитывались, проблемы решали. И - получалось. Существуют областные ассоциации агентов, экспедиторов, рыбопромышленников. Зачем создавать еще одну - надуманную - структуру, которая неизвестно чем заниматься будет? А вот консультационный совет при правительстве - да, нужен.
Б.Бриедис. А какое отношение имеет вступление России в ВТО к некоммерческому партнерству? У этой структуры - иные задачи. Подготовка специализированных кадров, например, - сейчас этим никто не занимается (по отдельности качественную селекцию специалистов провести вообще невозможно). И потом: партнерство - заказчик инноваций, дорогие господа! Кто-то же должен этим заниматься.
А.Зайцев. Конкретный пример инноваций привести можете?
Б.Бриедис. Создание рабочей программы развития транспорта Калининградской области - правительство это сделать так и не сумело.
А.Зайцев. Над этим эксперты ТАСИС несколько лет бились (надо отдать им должное: анализ провели хороший). Основной их вывод: порты Калининграда неконкурентоспособны, европейские программы здесь финансировать нецелесообразно (кстати, относительно терминалов в Балтийске я с европейцами не согласен: со временем они составят конкуренцию Клайпеде). Вы с Европейским сообществом потягаться хотите?
Если возникнет проблема, которая коснется всех, - решать ее тоже будут все, сообща. Лишняя структура для этого не требуется!
В.Калиниченко. Сейчас создается новый совет при губернаторе - туда войдут руководитель "Росморпорта", директор рыбного порта, начальник железной дороги. Меня тоже включили. Какая еще организация нам нужна?
Н.Еселевич. Похоже, многие пришли сюда не обсуждать коммерческое партнерство, а доказывать, что оно нам не нужно.
И.Авакян. Нет, мы хотим обсуждать!Б.Бриедис. Знаете, я проштудировал столько всяких стратегий развития, неразвития, уничтожения (не знаю чего), что голова пухнет. Где они все? Скажу так: ресурс власти очень ограничен, не нужно его переоценивать. Власть способна точечно воздействовать на ситуацию, но не управлять ею. Государство должно заниматься государственной инфраструктурой, инфраструктра же, обслуживающая бизнес, - не его дело. Это - наша задача. А любое предварительное обсуждение проблемы, выработка согласованной позиции - уже некоммерческое партнерство. Тем более что тем для дискуссий у нас предостаточно: беготня докеров из порта в порт, кадры... Кто сегодня занимается подготовкой специалистов, профтехучилищами - только честно, положа руку на сердце?
A.Черняев. Железная дорога занимается.
B.Калиниченко. Мы обучаем не менее 1000 человек в год.
А.Черняев. А что до беготни... Брайан Александрович, все-таки рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Предложи ему (условно) на 100 рублей больше - и чихал он на наши концепции.
И.Авакян. Сколько я людей так к себе переманил...
Б.Бриедис. А все почему: каждое предприятие перекладывает свои издержки на собственную рабочую силу. Лучше иметь один центр - своеобразный кадровый резерв, накопитель, который будет действовать в соответствии с рыночной ситуацией.
А.Черняев. Выходит, нужно собрать всех докеров и сказать: сегодня работаешь в торговом порту, завтра - в рыбном.
Б.Бриедис. Ну, все-таки у нас здесь не профсоюз... Я говорю с точки зрения работодателя. Но это - единственная возможность выработать совместные правила игры и запустить инновационные механизмы.
Э.Букринский. Да, но правила игры существуют тогда, когда есть единая экономика, единое управление.
Б.Бриедис. Вовсе нет! Просто нам нужен общий научно-прогностический задел.
В.Калнниченко. Красиво звучит, интересно... Однако я, к сожалению, практик.
Б.Бриедис. Это поразительно: как нам не хочется работать кооперативно!
Э.Букринский. Но у нас все-таки не социализм...
Б.Бриедис. Я так и думал, что это слово будет произнесено! Социализм и кооперация товаропроизводства - вещи разные. Кооперативные порты существуют по всей Европе - и самые эффективные из них строятся на долях, на паях.
A.Черняев. Хорошо, допустим, создадим мы такое партнерство - какой оно будет иметь вес, на кого влиять?
Б.Бриедис. Я вас уверяю: как только вы объявите о своем объединении - вас услышат.
Э.Букринский. У меня вопрос: "ЛУКОЙЛ" видит себя в этой структуре - некоммерческом партнерстве?
И.Авакян. Крайне смутно.
Н.Еселевич. Но - видит же!
И.Авакян. Вот если бы мы клуб какой какой-нибудь организовали, я бы сразу согласился!
B.Калиниченко. В том-то и дело. Мне очень приятно с каждым из вас пообщаться в неформальной обстановке, но пытаться в таком составе решать конкретные проблемы - это зря тратить время.
Э.Букринский. Не слишком жестко, Владимир Владимирович?
В.Калиниченко. К сожалению, это правда. Если мы исключим из нашего разговора власть - это будет приятное (временами - дружеское) времяпрепровождение, и не больше того. Поэтому я полностью согласен с Георгием Николаевичем Себовым, который предложил восстановить постоянно действующий совет при губернаторе.
Б.Бриедис. Все равно это будет некоммерческая организация! И потом: на совет нужно идти с уже согласованной позицией.
В.Беляев. При всей разнонаправленное(tm) деловых интересов у нас есть и нечто общее - это стремление привлечь как можно больше грузов и как можно скорее пропустить их через порт. Конечно, хорошо, что Владимир Владимирович вошел в состав совета при губернаторе - но там представлены руководители далеко не всех предприятий, а проблемы есть у всех. И если крупная структура сама способна их разрулить, то мелкая просто-напросто гибнет. Консультационный орган при губернаторе безусловно нужен - но только им не обойдешься. В первом варианте закона о портах было такое понятие: совет порта - к сожалению, из последующих редакций оно исчезло. Вот бы его восстановить! И мне все равно, будет это называться некоммерческим партнерством - или нет.
А правительство должно создавать цивилизованные условия для прохождения грузов. Я, например, уже десять лет на совесть тех же пограничников и таможенников давлю. Вот сегодня пришел паром "Клайпеда" - с русским капитаном, Емельяновым. Так Емельянов когда увидел, что народу на причале - как муравьев и все в зеленой форме, не удержался: "Господи, - говорит, - я вернулся в свою юность!"
А не так давно на меня телегу накатали: мол, не выполняю требования конвенции по облегчению судоходства. Мы к ней присоединились. Но процедуры нет, национального координационного комитета не создано... Хорошо Владивостоку: оттуда груз все равно уйдет, ему некуда деваться, а у нас он очень легко может перескочить на другие рельсы. Вот тут бы общественности поработать.
А.Яковлев. Совет порта необходим: десятки компаний, стивидоры и сюрвейеры, разные проблемы, не всегда здоровая конкуренция... Без общественной организации, как бы она ни называлась, ассоциация или партнерство, не обойтись. Иначе нас вот-вот за горло возьмут: разница-то в железнодорожных тарифах между Калининградом и соседями все уменьшается, и через год-два ее вовсе не будет. Я вчера для "Росморпорта" делал примерные расчеты. Да, мы бились за то, чтобы, скажем, белорусы брали с нас плату не по международным, а по внутри-российским тарифам. Но внутрироссийские тарифы выросли, и получается, что если мы везем нефть и нефтепродукты на экспорт, мы должны платить порядка пяти долларов за тонну, а если для себя - девять долларов. Зря деньги выбрасываем! И наше правительство ничего об этом не знает. Я, кстати, написал об этом пару писем - и мне ответили: какая статистика хорошая! Я им и говорю: я не про это пишу, я пишу, что мы миллионы потеряли.
Порты не могут дотировать пассажирские перевозки железной дороги, вот в чем дело. Повышение тарифов - это варварство по отношению к ним.
А.Черняев. Уважаемый Александр Андреевич, не стоит лезть в государственную политику. Унификация тарифов - не наше дело. Сейчас идет третий этап реформы РЖД - он как раз и направлен на то, чтобы отделить грузовые перевозки от пассажирских.
Э.Букринский. Лучше вернемся к теме нашего разговора,
к некоммерческому партнерству, - а тарифы можно обсудить на следующем заседании.
В.Беликов. Порт "Калининградморнефть" уже участвует в одном партнерстве - "Партнерстве "Севморпуть". Председатель там господин Чилингаров. И у них все получается!
Б.Бриедис. Коренник нужен - кто из вас им станет?
Э.Букринский. Коренник, вероятно, должен быть посторонним, чтобы частные интересы его от общих не отвлекали.
А.Зайцев. Давайте выйдем с предложением к губернатору - как можно быстрее создать морской совет. И пусть "Маяк Балтики" присутствует на всех совещаниях. Хотя в правительстве области есть люди, которые отвечают за транспортный комплекс... О. Шульга. Похоже, до нас у них руки не дошли.
Н.Еселевич. Чиновники не заинтересованы в том, чтобы мы заработали больше - от этого их оклады не повысятся.
Б.Бриедис. Они заинтересованы в стабильности.
А.Зайцев. А стабильность мы откуда возьмем? Через два года выравняются тарифы – и в чем будет наше преимущество? Калининград превратится в чисто внутренний порт. Нам нужны государственные дотации. Я говорил об этом губернатору, он ответил - этого не будет. На сто процентов уверен: скажем, от нефтяных потоков со временем процентов двадцать останется. Торговый порт правильно делает, ориентируясь на калининградский бизнес, а вот как нефтяники выживать будут, я не знаю (узкая специализация все-таки). Мы, например, уже сейчас работаем на пятнадцать процентов от своих мощностей: казахское зерно не идет, российское тоже... В Клайпеде глубина у причала 14 метров, у нас - 8-9. Можем мы с ними конкурировать?
С.Юспин. Сообща нам многое по силам. И вовсе не обязательно некоммерческую организацию создавать - можно действовать и коммерчески. Мы4 например, рядом с "ЛУКОЙЛОМ" находимся - будем вместе решать вопросы буксировки судов. Нам это выгодно. Что до морского совета... Если мы создадим его сами - это будет своеобразная оппозиция правительству. Лучше обратиться к руководству с предложением - тогда все будет нормально: инициатива снизу и поддержка сверху. А "Маяк Балтики" будет рупором этого совета!
А.Зайцев. Так к чему мы пришли? Необходимо как можно быстрей создать под эгидой правительства морской совет - и с обязательным участием железной дороги.
A.Черняев. Совет транспортников.
Э.Букринский. А рыбаки не запротестуют?
B.Беляев. Речь не о транспортниках - а о транспортном процессе, связанном с транзитом грузов.
А.Зайцев. В совете должны быть представлены и экспедиторы, и агенты, и морские терминалы...
А.Черняев. Коллеги, я думаю, что все сидящие за этим
столом не против совета под эгидой губернатора - общая идея хорошая.
Э.Букринский. Совету можно поручить создание общей концепции развития транспортного комплекса.
В.Беляев. И задачу сохранения объемов транзита через область...
А.Зайцев. Тарифы - самая актуальная проблема.
Э.Букринский. Пока не будет единой государственной политики, о калининградской политике (в том числе и экономической) говорить бессмысленно. Но для меня ясно одно: судя по сегодняшнему разговору, морской совет нам нужен. И ему необходим рупор, потому что кулуарное решение совещания при губернаторе - это одно, и совсем другое - когда в обсуждении проблемы участвуют сотни профессионалов. "Маяк Балтики" готов стать таким рупором.
Если вы примете это предложение, вечерних посиделок я вам не гарантирую, но ежемесячные (и достаточно широкие) обсуждения актуальных для всех нас проблем - это будет действительно важно!
А пока я благодарю вас всех за интерес к теме нашего "круглого стола" и уважение к газете, которое вы проявили, откликнувшись на наше предложение. Текст подготовили Ольга Маркова и Елена Танина
***
ОТ РЕДАКЦИИ. Объем газетных полос не позволяет передать дискуссию полностью. Думаем, нам еще не раз придется возвращаться к этой теме - особенно если идея создания морского совета будет поддержана руководством региона. Материалы заседания мы направляем в администрацию области.
Благодарим Александра Першина, Ирину Шуринову и Вадима Вересова за помощь в организации "круглого стола".

Маяк Балтики
15.06.2006

Читайте также:

09.10.17 5 тысяч 50! - новый рекорд открытого борта «Крузенштерна»

Новый рекорд открытого борта»

7 октября 2017 года 5050 горожан и гостей региона познакомились с морской визитной карточкой Калининграда и России.


29.09.17 День открытого борта

День открытого борта»

В период стоянки УПС “Крузенштерн» в Калининградском морском рыбном порту 07октября 2017 года планируется проведение Дня открытого борта


26.09.17 Коллектив Калининградского морского рыбного порта скорбит о потере

Ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов

24 сентября на 89-м году жизни скончался ветеран Отечественной войны, ветеран становления Калининградской области, ветеран рыбного порта, основатель Музея рыбного порта Евгений Васильевич Белоусов.


22.09.17 В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

В Калининградском рыбном порту проведено комплексное учение по отработке взаимодействия при ЛАРН

На акватории морского порта Калининград 20 сентября 2017 года было проведено комплексное учение на тему: «Отработка взаимодействия сил и средств, привлекаемых для ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории топливно-грузового комплекса (ТГК) ФГУП «Калининградский морской рыбный порт».


20.09.17 Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

Готовимся встретить барк «Крузенштерн»

До окончания третьего рейса навигации 2017 года остаются считанные дни. Уже в предстоящее воскресенье, 24-го сентября родные и близкие смогут обнять своих моряков.


18.09.17 В Санкт-Петербурге прошёл Международный рыбопромышленный форум

Международный рыбопромышленный форум

Ключевое событие рыбохозяйственной отрасли - Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов прошли с 14.09.2017 по 16.09.2017 года в Санкт-Петербурге.


16.08.17 18 августа барк «Крузенштерн» традиционно ошвартуется в Калининградском рыбном порту.

18 августа барк «Крузенштерн» традиционно ошвартуется в Калининградском рыбном порту.

Торжественное построение возвестит об официальном окончании второго учебного рейса на барке «Крузенштерн».


11.08.17 Международные учения по ликвидации разлива нефти в результате аварии на стационарной морской платформе «BALEX DELTA – 2017» прошли в среду на Балтике у берегов Калининградской области.

Международные учения по ликвидации разлива нефти

В учениях приняли участие силы и средства Дании, Польши, России, Финляндии, Швеции. За ходом «спасательной операции» наблюдали представители этих стран, а также Литвы, Латвии, Польши и Великобритании.


13.07.17 Калининградский морской рыбный порт отметил День рыбака и 70-летие со Дня образования

Юбилей Калининградского морского рыбного порта

В этом году празднование Дня рыбака практически совпало с 70-летием Калининградского морского рыбного порта.


28.06.17 В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии

В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии

В Калининградском рыбном порту побывала делегация Исландии


Новости по темам

Rambler's Top100